Триумф «Заката»
Оксана Бондаренко,
газета «Вечерний Алматы»,
№53-56 от 8 марта 2007г.
На казахстанской земле в Русском театре режиссер из Таджикистана поставил пьесу из жизни еврейского народа. И вот премьера. Это был не просто успех - триумф! В течение 15 минут зрители, стоя, сначала молча аплодировали, потом стали скандировать: «Ре-жи-ссе-ра! Ре-жи-ссе-ра !»... Режиссер поднялся из зала, поклонился и сцене, и зрителям.
Пьеса Исаака Бабеля «Закат», музыкальная трагикомедия со стихотворным текстом, сценически - очень трудна для постановки. Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац готовился к ней основательно. Руководить постановкой пригласили таджикского гостя. Султон Усманов, заслуженный артист Республики Таджикистан, окончил Государственный институт искусств в Душанбе и Государственный институт театрального искусства в Москве. В течение 10 лет работал в Академическом театре оперы и балета Таджикистана, и с 1998 года у себя на родине - главный режиссер Русского драматического театра имени В. Маяковского. Поставил 50 спектаклей. Многие из них отмечены наградами в странах Азии, России, Франции и Германии. Знакомство его с театром имени Н. Сац произошло в сентябре прошлого года, когда в Алматы проходил фестиваль театров Средней Азии. Усманов представлял тогда спектакль «Рустам и Зухраб» по эпическому произведению Шахнаме в переводе В. Жуковского. Фестивальная работа настолько понравилась руководству нашего Театра юного зрителя, что с режиссером договорились о сотрудничестве. Пьесу выбирал он сам.
«Закат» Бабеля - это рассказ о легендарной семье евреев Криков, живших в дореволюционной Одессе. Тема еврейской семьи, где сын поднял руку на отца, - это очень страшная история - история нарушения библейских запретов. Об этом говорит в спектакле один из самых интересных персонажей - Арье Лейб - «непременный участник во всяком деле», сват и кладбищенский сторож в исполнении заслуженного артиста РК Т. Восилова. Философ, страдающий от каждого неблаговидного поступка людей, человек чистосердечный, добрый и желающий всем добра, Арье Лейб является выразителем позиции автора.
Главный герой пьесы - Мендель Крик - хозяин «извозо-промышленного заведения» (артист Е. Ефремов), которому, как говорится, седина в голову - бес в ребро. На старости лет Мендель влюбился в молодую девицу - Маруську (артистка М. Коваленко). Она, понимая, что здесь его семья - жена и трое детей, не позволят им радоваться жизни, уговаривает Менделя продать свое заведение и уехать в Бесарабию. Отважился бы он на такой поворот в жизни или нет - еще вопрос, но взрослые дети, осознав, что могут остаться без наследства, решили воспрепятствовать этому событию. Сыновья: один налетчик - Беня по прозвищу «Король» (артист Е. Дубовик), другой - Левка - гусар (засл. артист РК Д. Скирта) и дочь - Двойра, - «непрерывная девица» (артистка О. Бобрик), избили отца, сделав из него инвалида, но самое главное, нанесли ему непоправимую нравственную травму. Характеры героев, отношения между ними очень тонко выписаны автором - с горечью и юмором. Тема «заката» - личности, семьи, общества - всегда была одной из центральных проблем не только русской драматургии. У Бабеля она носит сугубо национальный характер, и это тема отдельного разговора. Здесь же хочется остановиться на работе актеров, а она просто великолепна! Что не роль, то яркая индивидуальность.
Мастерски сыграна сцена спектакля в спальне Менделя и его жены Нехамы (засл. артистка РК В. Крымова), где она жалуется на свою судьбу, пытается образумить мужа, а в ответ звучит коронная реплика Менделя: «Сделай ночь, Нехама! Сделай ночь!». То есть достучаться до сердца человека, с которым она прожила долгую жизнь, женщина не может.
Довольно удачным и уместным оказался режиссерский прием обращения артистов к зрителям - это всегда сближает зал и сцену.
Надо сказать, что на высоте была и вся постановочная группа. Великолепное музыкальное оформление Марины и Виталия Вороновых и постановка танцев Виктора Япринцева удивительно точно и осязаемо передавали колорит Одессы начала XX века.
Очень интересно художественное оформление Владимира Пономарева. Кулисы расписаны портретами героев и их окружения. Рисунки похожи на шаржи. Единственным предметом декорации стала огромная телега посреди сцены, которая является то супружеской кроватью Менделя Крика, то кроватью в доме Маруськи - любовницы Менделя; столом в трактире, свадебным столом, а в конце спектакля - неким символом тяжелой жизни, которую волочить дальше у главного героя сил больше нет. Этот минимализм в декорации оригинален и вполне оправдан, учитывая большое количество персонажей на сцене.
Тонкую оправу спектаклю дает музыка известного композитора Александра Журбина, поддерживая единство жанров трагедии и комедии.
Словом, как и в жизни, на сцене всему нашлось место - и печальному, и смешному.
|