Золотой Дюков
Ксения Евдокименко
Газета «Экспресс К»
4 мая 2006г.
Об этой премьере стоило говорить уже только потому, что она состоялась. Но ТЮЗовский «Талисман» оказался еше и удачным.
Такое ощущение, что русский ТЮЗ в прошлый юбилейный год сглазили, - сначала, словно нарыв, созрел и прорвался долгоиграющий конфликт Преображенского с директором театра, как с классовым врагом. Пришла в аварийное состояние Новая сцена, столь любимая алматинцами. В этом году актер, занятый в премьерных спектаклях, сломал ногу и надолго вышел из строя. И наступила долгая пауза. На основной сцене шли по большей части детские спектакли, и Театр юного зрителя практически перестал соответствовать своему назначению. Спектакль по Шекспиру «Двенадцатая ночь, или Все что угодно» удачным назвать было сложно, «Карнавал чувств» по Цветаевой тоже вызвал неоднозначные оценки. Вот почему такой долгожданной оказалась эта премьера. Она должна была показать - готов ли ТЮЗ работать или он буксует.
Сам выбор сюжета очень удачен (что, кстати, зачастую становится проблемой для алматинских театров). Повесть Виктории Токаревой про Сашу Дюкова и его выдуманную способность «талисманить» очень выигрышная. Не зря она была экранизирована еще в 1983 году. И даже такой анахронизм, как погружение в восьмидесятый олимпийско-совковый год, не выглядит натяжкой. Все очень несовременно - оформление сцены, одежда школьников, музыка. Зато проблемы у подростков остались те же - как стать популярным, как обратить на себя внимание одноклассников и попутно решить самые главные вопросы. А их очень много: можно ли врать? А совершить преступление во имя любви? Есть ли жизнь после сорока лет? И так далее.
Яркий и образный язык Виктории Токаревой нисколько не пострадал от переноса на сцену, и в этом заслуга режиссера Владимира Крылова. Кстати, он актер ТЮЗа и появляется в спектакле в роли забулдыги. Спектакль рождался долго и, как говорят в театре, достаточно непросто, поскольку это первая самостоятельная работа Крылова в качестве режиссера-постановщика. И его стоит поздравить. Помимо всего прочего, удалось не перегнуть палку и избежать гротеска (хотя кое-где режиссер прошелся по самой грани) и в то же время насытить спектакль множеством забавных «фишек». Все действие получилось динамичным, похожим натуго затянутую пружину. В нем нет театральности, натуженности, многозначительности. Герои рассказывают свои историю, а зрители рады, что есть возможность пережить это забавное приключение вместе с Сашей Дюковым и его друзьями. Вообще, весь спектакль, с одной стороны, кажется незамысловатым, с другой - удивительно искренним. Таким, каким, наверное, и должен быть разговор актеров ТЮЗа со своими зрителями. И хотя в программке спектакль обозначен как сказка-ностальгия для взрослых, он явно полюбится школьникам. Без всякой ностальгии.
|