Солтон Усманов: «Мои спектакли стреляют!»
Светлана Велитченко,
газета «Газета.kz»,
№33 от 22 августа 2006г.
Что может быть общего между Одессой, Душанбе и Алма-Атой? Как могут пересечься 30-е годы прошлого столетия и современный мюзикл? Ответ прост: впервые в Алма-Ате Государственный Академический Русский театр для детей и юношества им. Н. Сац представит спектакль по мотивам произведений Исаака Бабеля в постановке режиссера из Душанбе Солтона Усманова.
Главный режиссер Русского драматического театра им. В. Маяковского из Душанбе поставил более 40 спектаклей - оперных, музыкальных, драматических. Его работы видели в России и Иране, Турции и Узбекистане, Киргизии и Франции. Солтон Усманов был почетным гостем престижного Авиньонского фестиваля. Туда приглашают деятелей, которые в своем творчестве обращались к французской драматургии. Усманов ставил спектакли по произведениям Альбера Камю - «Калигула» и Эжена Ионеску - «Макбет». И вот теперь пьеса «Закат» по мотивам произведений Исаака Бабеля - писателя неординарной и трагической судьбы.
Почему именно Бабель? Что нам, сегодняшним, до страстей обитателей далекого местечка, где говорят с таким удивительным акцентом? Солтон Усманов считает, что Бабель совершенно не устарел. Более того: творчество выдающегося писателя актуально всегда, потому что оно – о жизни, любви и нашей общей истории. Действующие лица спектакля - острые и точные характеры, определившие свое время. Это люди, пережившие множество мелких и больших трагедий, народных и семейных радостей.
- Здесь все, как в жизни, - говорит режиссер-постановщик. – Все перемешано: смешное, грустное, трагическое - все на контрасте. И потому жанр спектакля определен как «музыкальная трагикомедия». Персонажи пьесы прекрасно поют и танцуют, все вокальные партии исполняются «вживую», без всяких фонограмм. Но вместе с тем работать над такими ролями достаточно сложно.
«Соблазны»:
- Музыкальный спектакль труднее ставить, чем обычный?
Усманов:
- Я бы так не сказал. Музыка - это не самоцель, а одно из средств выражения идеи, ситуации, актерской задачи. В опере - то же самое.
«Соблазны»:
- Опера так статична…
Усманов:
- Я видел оперные спектакли, которые дадут фору многим драматическим. Все зависит от уровня актеров. Да мы и не стараемся, чтобы было, как в опере. Главное – интрига и правдивость актерского образа.
«Соблазны»:
- Как вы работаете с актерами? В чем выражается та самая «сверхзадача»?
Усманов:
- Мы досконально разбираемся - мотивы поведения, поступков героя, я показываю, объясняю. Есть актеры, которым лучше объяснить, другим лучше показать, любой метод хорош. С кем-то надо ругаться, а кого – то даже немножко побить…(смеется). Все во имя творчества и идеи. У меня каждый спектакль - как выстрел. Я целюсь и стреляю. Если эта стрела попадает куда нужно, значит, мы работали в верном направлении.
«Соблазны»:
- А как вы видите, что стрела попала в цель или прошла мимо?
Усманов:
- На премьере уже все понятно, я чувствую зал. По реакции зала очень много видно. Прогоны, сдачи ничего не дают, пока не придет настоящий зритель, для которого и делается любой спектакль.
|