Качка
Регина Вус,
Журнал «Афиша»,
№21 от 7-20 декабря 2007г.
На премьере спектакля «Двое на качелях», которая прошла на камерной сцене ТЮЗа им. Н. Сац, качало не только героев, но и зрителей.
Равновесие удержать трудно было по нескольким причинам. Это и эмоциональная сложность сюжета, и неоднозначность героев, и неровная игра. То ли сказалось премьерное волнение, то ли самим актерам сложно было выносить этот накал эмоций, но в первой части чувствовалась некоторая наигранность и явно чего-то не хватало.
Итак, по сюжету пьесы Уильяма Гибсона встречаются добродушная танцовщица Гитель и недавно разведенный адвокат Джерри. И все у них не так - снимают абы- какие квартирки, оба на мели, нет счастья в жизни... Пространство сцены художник-постановщик Владимир Пономарев поделил на две непритязательные квартиры. Главное в них - телефон, из которого раздаются то долгожданные, то дежурные, то роковые звонки.
В первой же сцене спектакля, который поставила режиссер Маргарита Здор, Джерри пытается покончить с собой. Позже он, как за спасительную соломинку, хватается за Гитель. Джерри (актер театра им. Лермонтова Виталий Багрянцев) просит о помощи, но уже при этом начинает критиковать девушку и анализировать ее поведение.
Роль Гитель исполняет заслуженная артистка РК Ольга Коржева, внутренний стержень которой позволяет посмотреть на нее как угодно, но только не как на светлую дурочку и жертву. Виталий Багрянцев больше вписывается в образ эдакого Пьеро, которому утонченность вес же не мешает пороть правду-матку и рассказывать Гитель о своей жене и страданиях. "Она его за муки полюбила, а он ее - за состраданье к ним!". Эта садо-мазохистская канитель с взаимной заботой и нежностью так и не перерастает в любовь. Тем не менее отношения становился для героев своеобразным катарсисом. Как барон Мюнхгаузен вытягивал себя за волосы из болота, так и им приходится вытаскивать себя из трясины неопределенности. Друг другу они помогают обрести себя. Может, этим объясняется, что во втором акте изменились не только костюмы, но и интонация игры, которая стала более искренней, прочувствованной и светлой. Взаимного счастья героям не светит, но в финале они хотя бы понимают, чего хотят.
Заканчивается спектакль потрясающим танго, которое актеры мастерски и с куражом исполнили еще и на бис. И все же отсутствие happy end и бесчисленное количество версий, по которым может сложиться жизнь героев, оставляет тягостное ощущение, которое лично для меня компенсировали лишь уютная атмосфера камерной сцены, доброжелательные сотрудники, чудесный аромат кофе и шокирующе низкие цены в буфете.
|