Разумное, доброе, вечное
Оксана Бондаренко,
газета «Вечерний Алматы»,
№73-74 от 31 марта 2007г.
Привычно, когда в стенах театра приветствуют и награждают участников спектакля, актеров. Но в Государственном Академическом русском театре для детей и юношества имени Н. Сац на сей раз, наоборот, чествовали публику. Здесь прошла торжественная церемония награждения детей, отличившихся лучшим костюмом зрителя. В конкурсе приняли участие алматинские школы, три из которых стали победителями. Фантазия юных костюмеров вызвала восхищение всех присутствующих. Здесь можно было увидеть великолепные бальные платья, которым позавидовала бы Золушка, костюмы, созданные в национальных традициях, с роскошной вышивкой, современные стильные платья, и, что самое интересное, около десятка нарядов были сделаны из полиэтилена и цветной пленки для оформления подарков. Победителей награждали подарками и абонементами на посещение театра в течение сезона.
После этого удивительного дефиле я встретилась с человеком, благодаря которому в театре стали происходить интересные вещи, изменились отношения зрителей и артистов.
Началось с того, что в начале сезона в качестве заведующей педагогической частью (такая должность предусмотрена во всех детских театрах) пришла Надежда Евгеньевна Румянцева. Человек с большим опытом работы, она 40 лет преподавала в школе, из них 14 была директором, последние 4 года преподавала этику общения.
Перед каждым спектаклем педагог встречается с маленькими зрителями, чтобы приобщить их к миру театра.
- Сфера интересов у нас широкая, - рассказывает Надежда Евгеньевна. - Я рассказываю детям об авторе пьесы, которую они увидят, мы говорим о правилах поведения в театре. Обидно, когда зрители не умеют себя правильно вести. Все это пошло от множества глупых телевизионных шоу. Артист поет, а публика начинает свистеть, часто от восторга, но это неправильно. Закончится номер - и аплодируй, дай понять, что тебе понравилось. Есть выражение: «освистать» - значит показать свое неприятие, есть слово «браво», бурные аплодисменты - это эмоции восхищения.
Известный актер Щепкин говорил коллегам: «Священнодействуйте, уважайте храм». Хотелось бы, чтобы театр стал местом праздников для людей, чтобы они любовались чудом театра и своей собственной красотой. Согласитесь, культура всегда строится на уважении. Хочется, чтобы это понимали и дети, и учителя. Я здесь недавно, но заметила, что дети, приходя сюда, одеваются как придется, и не только дети. Обычно мы, взрослые, бежим в театр после рабочего дня - одеты соответственно, как на работу. От этого теряется праздничность посещения храма Мельпомены. Храма, заметьте!
Одежда - очень важный элемент в культуре человеческого общения. Надо знать, куда как одеваться, где что сказать, научиться чувствовать. Я предложила провести конкурс на лучшее представление одежды нашего зрителя.
- Какие вы ставите перед собой задачи?
- У нас много талантливых детей, и хотелось бы, чтобы они рассказали о своем увлечении. Будут встречи с актерами. Это очень интересные люди. Я сейчас бываю на каждом спектакле, и даже по нескольку раз. И всегда как впервые. Хочется, чтобы вокруг наших детей были красота, волшебство и чудо.
Мы ходим в театр, чтобы сопереживать. Это высокое чувство. Я всегда говорю: «Ребята, не позволяйте собой манипулировать. Вы должны твердо знать, что хорошо, что. плохо. И не старайтесь в плохом походить на кого-то, оставайтесь собой». Вот и получается, что театр - единственное место, где детей еще можно научить себя правильно вести.
Еще хочется научить детей уважительно относиться к труду. И к труду артистов, и к труду родителей, и к своему тоже, в театре это проще сделать.
Есть такая притча. Когда строили собор Парижской богоматери, философ наблюдал, как рабочие носят камни. Потом подошел к ним и спросил: «Что вы делаете?». Один ответил: «Таскаю камни», другой ответил: «Зарабатываю деньги», а третий сказал: «Созидаю собор Парижской богоматери». Все зависит не от того, чем мы занимаемся в жизни, а от нашего отношения к своей работе.
- Как вам кажется, дети понимают вас?
- Уверена, что понимают. Я разговариваю с ними на равных. С родителями сейчас труднее общаться, чем с детьми, многие из взрослых даже здесь, в театре, себя недостойно ведут. Молодые мамы грубы со своими детьми. На малышей столько агрессии обрушивается. Она копится и потом находит выход. Отсюда множество правонарушений среди подростков и молодежи. Особенно это касается девочек. Они будущие мамы.
Учителя, родители, деятели культуры, мы все должны объединиться, чтобы растить новое поколение. Мы должны не только учить детей, но и учиться у них. Сейчас я готовлю программу, хочу представить ее в институт усовершенствования учителей, чтобы получить их поддержку. Учитель - это большая сила в воспитании культуры.
Сегодня будет спектакль «Сказка о царе Салтане», останьтесь, посмотрите его, вы увидите плоды наших трудов.
Спектакль был поставлен в 1990 году Борисом Преображенским, с тех пор идет с неизменным успехом. Бессмертное творение Пушкина дети смотрят с удовольствием, часто повторяя знакомый стихотворный текст вместе с артистами. Не было ни возни, ни разговоров, все очень доброжелательно. Рядом со мной сидел молодой мужчина с маленькой девочкой, после спектакля я узнала, что зовут его Руслан Сеитов, а его трехлетнюю дочку - Анелея. «Я много лет не был здесь, - сказал Руслан, - но сегодня моей дочери исполнилось 3 года, она уже большая, чтобы понять, что происходит на сцене, и так получилось, что этот спектакль для нее первый. «Сказку о царе Салтане» я видел на премьере 17 лет назад, будучи школьником». Когда я спросила маленькую Анелю, кто из персонажей спектакля ей больше всего понравился, она ответила: «Дедушка, который рассказывает сказку», имея в виду заслуженного артиста РК Сергея Печорина в роли сказителя Бояна.
|