Восход с «Закатом»
Альжан Кусаинова,
газета «Время»,
№20 (415) от 3 марта 2007г.
«Каждый должен заниматься своим делом» - этот постулат получил очередное подтверждение новой премьерой в Государственном академическом русском ТЮЗе имени Натальи Сац. После неудачных опытов постановок, осуществленных актерами театра, для работы над спектаклем «Закат» по произведениям Исаака Бабеля из Таджикистана был приглашен Султон Усманов. Результат не заставил себя ждать в репертуаре театра появился пока еще не без шероховатостей, но интересный, вдумчивый, в чем то новаторский спектакль.
В 1989 году по тому же сюжету только что разрешенного Бабеля сняли музыкальную комедию «Биндюжник и Король» с Арменом Джигарханяном в главной роли. Композитором на картине работал Александр Журбин. Именно его музыку для своей постановки взял и Усманов. В итоге тюзовский «Закат» получился фактически мюзиклом - жанром по-прежнему непривычным для отечественной сцены.
В музыкальности «Заката» одновременно и сильные, и слабые стороны спектакля. Привлекает живое исполнение. Инструментальное трио — рояль, скрипка, виолончель — и никаких фонограмм. То же самое с голосами актеров. Вот только что бы ни говорил Усманов по поводу того, как «замечательно поют персонажи», слово «замечательно» относится отнюдь не ко всем.
В отдельные моменты «Закат» начинает напоминать детский утренник в его худших проявлениях. Конечно, играет свою негативную роль сомнительного качества акустика бывшего ДК АХБК, но практически половине актерского состава не помешало бы привести в порядок свои вокальные данные. К месту бы оказался и профессиональный хор, который, пусть из-за кулис, но вытягивал бы «проблемные» фрагменты.
Пока что разбалансированным выглядит и актерский ансамбль. Много отличных работ, но есть и откровенные провалы. Потрясающий в роли Менделя Евгений Ефремов (в другом составе тоже классно, но все-таки не так ярко и мощно играет Евгений Жуманов). Он - жемчужина «Заката», блистающая со своего первого появления на сцене до финала, когда Мендель и его жена Нехама (у Валерии Крымской самая выразительная женская роль в спектакле) впрягаются в биндюгу, на которой торжествует новое поколение.
Мендель Ефремова почти что эталон. В первом действии это настоящий хозяин, настоящий мужик - жесткий, не дающий никому спуску, требовательный и зачастую даже беспощадный.
Но в то же время - теряющий голову и перестающий быть самим собой в присутствии Маруси.
Однако после предательства детей Мендель ломается. Ломается во всех смыслах. От былого «сокола» не остается и следа - одни воспоминания. И когда Мендель-Ефремов, сидя на краю сцены, поет грустную песенку «о маленьком Бенчике», по спине пробегает не желающая униматься дрожь. Сильнейшая мужская роль - давно не доводилось видеть подобного на нашей сцене. Не могу не отметить
практически до неузнаваемости загримированного Тахира Восилова в роли Арье-Лейба и заслуженнейшего Сергея Печорина, сыгравшего кучера Никифора.
На этом фоне совсем уж беспомощно выглядит Евгений Дубовик. Его Беня Крик не просто невнятен или беспомощен. Он никакой. Ни характера, ни харизмы, ничего, что бы позволяло понять, в честь чего его именуют Королем. Бесцветные интонации, а на втором показе добавился еще и фальшивый акцент (впрочем, не только у него), каковым обычно плохо рассказывают еврейские анекдоты. Странно, что Усманов так пока и не решается дать сыграть Беню значащемуся во втором составе Дмитрию Скирте — его Левка Крик смотрится гораздо живее и интереснее старшего брата.
Тем не менее, каким бы ни был на данный момент спектакль «Закат», по сравнению с предыдущими последними постановками ТЮЗа это явный шаг вперед для театра. Театра, который мы, казалось, уже потеряли.
|