Это театр особый
Газета «Казахстанская правда»
5 ноября 2005г.
Гюльнара Нурпеисова
— Мама достала из сумочки два билета и сказала: «Завтра ты с Аней пойдешь в театр». Аня, моя старшая сестра, училась в четвертом классе, а мне тогда было шесть лет. Радости нашей не было границ. Я долго не мог уснуть. Все пытался представить, как завтра поднимется занавес... Но не мог — я же до этого ни разу не был в театре. Утром на меня надели новую рубашку, начищенные ботинки, и мы отправились на первый в моей жизни спектакль, — вспоминает житель Алматы, заядлый театрал Александр Бражников. — Это была «Красная Шапочка» по пьесе Евгения Шварца! И город в тот день был такой праздничный, яркий, веселый, нарядный! Флаги везде развевались, люди пели песни. Все отмечали 7 Ноября.
Седьмого ноября 1945 года, шестьдесят лет назад, в Алматы открылся новый и очень необычный для тех лет театр — юного зрителя. или ТЮЗ. Сегодня все мы знаем его как Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац. Наталия Ильинична Сац — человек-легенда — сотворила самое настоящее чудо. Именно она в 1918 году создала первый в мире детский театр. А затем еще шестьдесят театров по всему миру. В том числе и наш любимый ТЮЗ! После ссылки (она была женой «врага народа») Наталии Сац вернуться в Москву было запрещено. Так она оказалась в Алматы. Ее назначили режиссером Театра оперы и балета. Но душа рвалась в сказочный, прекрасный мир детства. Как известно, в Алматы в годы Великой Отечественной войны, в эвакуации, жили великие актеры. Наталия Ильинична обратилась к ним с просьбой принять участие в утреннике, который она организовала для детей. А после этого начала писать письма с предложением создать ТЮЗ.
В книге «Новеллы моей жизни» Наталия Сац вспоминала: «Я хотела бы поблагодарить вас за доверие: меня направляют в Театр оперы и балета в Алма-Ату, но мне бы больше хотелось работать снова в театре для детей... Как вы, конечно, знаете — в Казахстане нет ТЮЗов... Тем важнее, мне кажется, создать такой театр...».
На одно из таких писем откликнулся второй секретарь ЦК КП(б) Казахстана Шаяхметов. Его ответ Наталия Ильинична приводит в своей книге: «Театр для детей всех национальностей, что живут у нас, создавать будем. На русском, вслед ему — на казахском, первый Театр для детей и юношества Казахстана. Ваш опыт нам очень нужен. Спасибо».
Шестого сентября 1944 года вышло постановление об организации в Алматы ТЮЗа. Через год с небольшим, седьмого ноября 1945 года, юные зрители пришли в свой театр на первый спектакль. Как уже упоминалось, это была «Красная Шапочка». Вечером же давали «Осаду Лейдена» по пьесе Исидора Штока в постановке известного драматурга и режиссера Виктора Розова. Его Наталия Ильинична специально пригласила из Москвы.
— У колыбели нашего театра стояли такие люди! — говорит директор Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац Надежда Горобец. — «Крестными отцами» ТЮЗа были Сергей Эйзенштейн, Николай Черкасов, Вера Марецкая, Владимир Луговской и многие другие. ТЮЗ тогда находился в Доме искусств, где размещался один из съемочных павильонов Центральной объединенной киностудии.
А мама — Наталия Ильинична была и художественным руководителем, и режиссером, и актрисой, и преподавателем театральной студии. За те пять лет, что она руководила ТЮЗом, Наталия Сац поставила такие спектакли, как «Два капитана» В. Каверина, «Особое задание» и «Я хочу домой» С. Михалкова, «Золотой ключик» А. Толстого, «Гибель дракона» И. Луковского, «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» и «Два веронца» У. Шекспира (на казахском языке), и еще ряд пьес.
В разные годы тюзовские спектакли ставили заслуженные деятели искусств Казахской ССР Евгений Прасолов, Абрам Мадиевский и другие замечательные режиссеры.
— Каждый из них внес немалую лепту в театр. И у каждого поколения юных зрителей был свой ТЮЗ. Меняются времена, меняется и театр. Сейчас мы проводим новую политику. Стремимся найти такую золотую середину, чтобы наши постановки воспитывали в детях человечность и доброту и были интересны современным подросткам. ТЮЗ должен сохранить свои прекрасные традиции и сказать уже новое слово в искусстве. Так что театр для детей и юношества имени Наталии Сац развивается, и сегодня он «чувствует себя» хорошо, полон творческой энергии и амбициозных планов, — говорит его директор Надежда Горобец.
Новый сезон открылся двумя премьерами. Это спектакль для маленького зрителя «Поющий поросенок» А. Козлова и музыкальная сказка «Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе для детей среднего возраста.
В труппе сегодня двадцать четыре молодых актера (!) и двадцать среднего и старшего возраста. Она полностью укомплектована и сейчас готовится к юбилейному вечеру.
— Он пройдет 14 ноября, очень нетрадиционно, но как именно — это секрет, который мы не открываем никому. Речей точно не будет, — обещает Надежда Горобец. — В этот же день откроется и Музей истории театра. Это наш подарок зрителям. Экспонаты собирались долгие годы. Скоро выходит и книга воспоминаний Людмилы Мананниковой «ТЮЗ моего детства».
Сегодня Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац располагается в великолепном дворце с большим залом, уютными креслами и сценой, с которой детям открывается дверь в таинственный и чарующий мир сказки.
А так любимая многими алматинцами «Новая сцена», возможно, уже в следующем году вновь порадует зрителей. Сейчас разрабатываются два проекта ее реконструкции. Но «Новая сцена» обязательно будет, потому что она нужна и зрителям, и актерам.
А актеры — это любимые всеми нами заслуженные артисты Республики Казахстан Валерия Крымская, Татьяна Тарская, Сергеи Печорин, Григорий Ефимов, Дмитрии Скирта, Виктор Ашанин, Ольга Коржева, а также Тахир Восилов, Владимир Крылов, Ирина Арнаутова и другие.
— Сейчас в нашем репертуаре двенадцать спектаклей, и в «портфеле» есть много интересного, — говорит руководитель литературно-драматической части театра Светлана Сагалович. — Намерены мы осуществить и новаторские постановки, когда нет готовых «рецептов» игры и восприятия. Познакомим зрителей и с творчеством казахских современных драматургов, поэтов. А самое главное — мы стремимся реанимировать истинно тюзовский репертуар. Необходимо вернуться к пониманию того, что детский театр — это театр особый. Ведь далеко не каждый режиссер, даже очень талантливый, может работать в ТЮЗе. И мы не забудем ни самых маленьких наших зрителей, ни детей среднего школьного возраста, ни подростков. А вечерние наши спектакли, надеюсь, будут интересны и взрослым. Правда, существует большая проблема — это отсутствие тюзовской драматургии.
Так что юбилей юбилеем, а театру жить дальше — ставить новые спектакли и любить своего зрителя, потому что именно тогда он, зритель, будет любить театр.
|