Актёр - дар от Бога
Николай Релин,
Газета «Аргументы и факты – Казахстан»,
№13, 2008г.
Роли, которые сыграл Тахир Восилов на сцене ТЮЗа, уже вписаны в историю театра: Пушкин, Хлестаков, Казанова, сэр Эндрю, Арье Лейб...
А юный зритель в восторге от его мальчика Джима, Кузнечика, Бахрама-ака, Мухомора, Жан-Жака, Попугая и десятков других образов, которые создал на сцене Восилов. Его имя давно стало настоящим брендом высочайшего мастерства, и потому на афишах рядам с названием спектакля ищите ключевые слова: «С Восиловым».
НАСТОЯЩАЯ жизнь, считает Восилов, - только на сцене. Остальное время артист просто проживает - от репетиции до спектакля. Но это происходит лишь в том случае, если актёрство - не профессия, а дар от Бога.
Тахир Восилов с полным правом может перефразировать классика и сказать: «Вся жизнь - театр». Поэтому разговор с ведущим актёром ТЮЗа можно представить в форме театральной пьесы, в которой он и главный герой, и режиссёр, и автор, и художник.
Пролог. «Театр - моя судьба»
- ПЕРВЫЙ раз я оказался в театре, когда учился в седьмом классе. Мы тогда жили в Курган-тюбе, я учился в таджикской школе, и наш класс повели в национальный театр музкомедии. Сам спектакль, помню, мне не очень понравился, но я впитал в себя атмосферу театра... Дорога на сцену оказалась долгой. 8 классов школы, Душанбинское музыкальное училище, служба в армии. Затем я поступил в Карагандинское музыкальное училище им. Таттимбета, потом работал в Театре музыкальной комедии в Караганде и Театре им. Станиславского. А потом уехал в Алма-Ату...
Картина первая. «Таланты и поклонники»
- НЕ ДУМАЛ, что режиссёр Борис Преображенский возьмёт меня на работу. Но с ним я прошёл такую школу мастерства и считаю, что до сих пор до столь высокой планки не поднялся ни один из режиссёров, с которыми я работал. Преображенский - глубокий, умный и очень талантливый. У него всегда были особенные требования к актёрам, но что он разглядел во мне - до сих пор не могу понять.
- Талант, что же еще?
- Мой талант Преображенский оберегал, если так можно сказать. Например, он не разрешал журналистам писать о моих ролях, хвалить – боялся, что у меня начнётся звёздная болезнь. А я настолько критичен, что перехвалить меня невозможно. Как сказал великий Пушкин: «Ты сам свой высший суд».
- Ваша роль Пушкина в спектакле «Прими собранье пёстрых глав» в своё время стала сенсацией театральной Алма-Аты...
- Это одна из моих любимых ролей. Вообще всё, что касается Александра Сергеевича, для меня свято. Когда в городе
открыли памятник Пушкину, я пришел и попросил прощения
за всё, что сделала страна с гениальным поэтом. Это сложно объяснить... Мы до сих пор не попытались понять Пушкина, не пожалели его. Творческому гению трудно во все времена, и особенно тяжело жить среди воинствующих посредственностей, которые давят, ломают, гнут своим хамством.
Картина вторая, «легко ли быть звездой»
- ОЧЕНЬ трудно. И кто вам сказал, что быть лучше других - хорошо?! По крайней мере в театре подобное вообще проблематично - ведь здесь успех могут и не простить. Я долго вживаюсь в роль, пытаюсь понять логику поступков моего персонажа, его мысли, чувства, душевное состояние героя, в каждый момент пребывания его на сцене. Львиная доля работы над ролью у меня проходит дома. Потом, когда выхожу на сцену, то уже не играю в спектакле, а пытаюсь жить в нём жизнью своего персонажа. Пытаюсь - потому что жить полноценно не дадут партнёры. Им ведь тоже хочется заполучить кусочек славы, поэтому на сцене происходит борьба за место под лоскутным одеялом, которое и называется «успех». Очень трудно потом приходить в себя - в зависимости от роли и нагрузки на душевное состояние. Бывает большая роль, но лёгкая, как сэр Эндрю. А когда меня «ломают» - это тяжело. Например, я долго выхожу из образа Арье Лейба («Закат»), Воспитателя («Замарашка»), Хлестакова («Ревизор»). Никогда не бывает одинаковых Хлестаковых: сколько есть в человеке мастерства, столько и будет красок. Арье Лейб для меня тяжёл, потому что нужно играть возраст. А вот в детской сказке «Приключения Саши в пещерах Бахрама», где я играю волшебника, я как бы изображаю старика.
- А нужно ли так растрачивать свою душу? Как же тот самый профессионализм, который позволяет легко входить в образ и столь же легко выходить из него?
- Я ненавижу слово «профессионализм». К истинно актерской профессии оно не имеет никакого отношения. А актёрское мастерство - от Бога. И если профессионал играет на сцене, то настоящий, актёр - живёт. Разница понятна?
Антракт
НАБЛЮДАЯ за работой Восилова, постоянно возникает вопрос: откуда же берётся его талант? Сегодня актёр выходит на сцену в искромётном образе сэра Эндрю, и зал хохочет и рукоплещет буквально после каждой реплики. А завтра мы не стесняемся своих слёз, слушая старого Арье Лейба из далёкого еврейского местечка, который говорит нам об очень важных вещах...
Картина третья. «С чего начинается театр»
- ТАХИР, как вам удаётся работать на таком высочайшем пределе творческих возможностей?
- А я не умею работать иначе, ведь я воспитанник классической
театральной школы. И никогда не понимал тех артистов, которые выходят на сцену для того, чтобы отбыть на ней положенное время и потом заняться какой-то халтурой. У многих, кстати, подработки и есть постоянное занятия. Если ты работаешь в театре, ты должен отдавать всего себя. К сожалению, сегодня это уже неактуально. И многие молодые актёры вообще не растрачивают свою душу для зрителя. Но мои принципы навсегда останутся при мне. Тем более что я работаю в детском театре. Здесь помимо мастерства нужно нести со сцены добро и красоту.
«Театр юного зрителя должен начинаться не с вешалки, а со скоморохов и качелей, шаров и игрушек, с весёлых игр перед представлением. Хотелось бы, чтобы в этом театре был живой уголок и библиотека для маленьких зрителей, книжный и игрушечный магазины. Чтобы маленький зритель мог прийти в свой театр как в свой прекрасный детский мир, где его ждёт чудо».
(Из книги Т. Восилова «Театр одного актёра»)
Открытый финал. Зал рукоплещет Актёру
- ОДНАЖДЫ меня спросили: «Где вы работаете?» Я ответил: «В театре осветителем». - «А что вы там освещаете?» - «Театр. Собой» (смеётся).
Справка «АиФ – Казахстан». Тахир Восилов – актер Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац. Окончил Карагандинское музыкальное училище и академию искусств им. Т. Жургенова в Алматы. Заслуженный деятель РК, ведущий мастер сцены, лауреат премии «Илхам» за создание ярких образов, внесших достойный вклад в развитие театрального искусства Казахстана. За 10 лет работы в ТЮЗе сыграл 61 роль в 41 спектакле.
|