Культурный хитпарад
Вера Петровская,
газета «Известия Казахстан»,
26 декабря 2008г.
Хочешь не хочешь, а в конце года приходится подводить итоги. Задачу эту каждый раз выполнить сложно, поскольку культурных событий в Алматы происходит предостаточно, и многие из них заслуживают самого пристального внимания. Однако в любом виде искусства есть лучшие из лучших. Пятнадцать наиболее достойных персон и мероприятий вошли в культурный хитпарад 2008 года.
Открытие года – Русский театр драмы имени Лермонтова
Три года в Лермонтовке шел капитальный ремонт, и все это время труппа вынуждена была скитаться по различным театральным площадкам Алматы. Однако любовь зрителей к этому коллективу осталась неизменной. Благодаря ей артисты не чувствовали себя одинокими и сохранили хорошую творческую форму. В планах театра – постановка «Короля Лира», а в феврале он будет широко отмечать свой 75-летний юбилей.
Творческое безумие года – выставка индустриальной культуры, организованная объединением творческого безумия MACHINE art group и театром ARTиШОК
Темнота, толчея и духота, страшный грохот, стук и дребезжание встречали посетителей этой выставки. Помещение освещали ярко горящие свечи, воткнутые в бутылки из-под шампанского, обильно залитые воском. Непонятной формы монстр, сделанный из ржавых труб, светил зелеными глазами. На стенах были развешаны краны, стояки, дорожные знаки, лопаты. Оказывается, это материалы для изготовления скульптур в стиле трэш-арт, дословно – «мусорного искусства». Старые железяки собраны на развалинах разрушенных зданий Алматы. Со смертью старых домов на свет выползает масса ископаемых, потерявших изначальный смысл, которых «машинисты» – так себя называют авторы выставки – превратили в скульптурные формы. Другими словами, из барахла они сделали конфетки, но конфетки очень своеобразные, и не каждому они по зубам. Но, как ни странно, эти непонятные на первый взгляд произведения вызвали определенную долю любопытства, а в конце концов даже стало казаться, что все это очень занимательно.
График года – Петр Кишкис
Кишкиса называют одним из последних могикан, представляющих культуру графики, исчезающую сегодня на наших глазах. Рисование для него – и образ жизни, и духовная практика, и способ мышления. Его рисунки образуют своего рода записную книжку, где неожиданные сюжеты перемежаются вкраплением записей дневникового характера и заметками на полях. В ней есть место одиночеству и любви, боли и радости, иронии, памяти и фантазии, маленьким повседневным драмам и неизбывной тоске. Некоторые удивляются тому, что эти работы создал один человек – очень уж они разные. Кишкису никогда не нравилась приверженность к одному какому-то эстетическому приему, пусть даже и удачному. Его мнение таково: если художник себя нашел, он как будто умер.
Спектакль года – «Падение» в Русском ТЮЗе имени Н. Сац
«Падение» – спектакль по произведению Альбера Камю, поставленный Юрием Ханинга-Бекназаром. В главной роли – Евгений Жуманов. Творческие деятели собирались сделать театр одного актера как минимум не скучным для зрителя, а как максимум – чтобы невозможно было оторваться. Программа-максимум оказалась перевыполненной. Евгению Жуманову удалось держать зрительный зал в колоссальном напряжении целых два часа, повествуя о вещах, понятных всем: дружбе, любви, смерти…
Недоумение года – фильм «Затмение» Тимура Мусина
Фильм о молодых, снятый молодым режиссером, – это дебют специалиста по рекламе, в который он вложил собственные средства. Однако путевка в большое кино оказалась выдана не по адресу. «Затмение» получилось бессюжетным и безыдейным. В перипетиях сюжета зритель плавает с самого начала. Молодежь, для которой предназначен фильм, ничего хорошего и поучительного из него не вынесет, да в придачу ничего не поймет. Мелькали в фильме время от времени напоминания о Боге, о любви, о том, что Алматы меняется в худшую сторону. Но ни одно из них не получило должного развития, все тут же «растворилось» в вечности.
Неожиданность года – книга «Театр и жизнь одного актера», написанная артистом Русского ТЮЗа Тахиром Восиловым
Ведущий мастер сцены на время переквалифицировался в писателя. В его произведении все творчество Тахира как на ладони: его театр, его роли, его проблемы и переживания, его сложные взаимоотношения с коллегами и просто с самим собой. Также в книге имеет место быть критика в адрес знаменитых театральных деятелей. Недавно Восилов окончил факультет журналистики КазГУ и в дальнейшем планирует прославиться и на поприще театральной критики.
Мыльный пузырь года – широко разрекламированная, но так и не состоявшаяся рок-оперетта «The телелюди & слепая Вера»
Ставить спектакль должен был Виктор Немченко – в прошлом главный режиссер Немецкого драматического театра, особенно известный весьма неординарной постановкой «БайкаNUR». Он собирался поведать историю о сложных отношениях между людьми и их собственными идеалами, о тонкой границе между иллюзией и правдой жизни. Главная цель, которую он перед собой ставил, – не просто сделать спектакль, а сдвинуть с мертвой точки современную драматургию Центральной Азии. Рок-оперетту собирались обеспечить не только живым звуком, вокалом и хореографией, но и видеодекорациями – для этого Виктор Немченко проводил съемки на Капчагае и самолично принимал в них участие. К сожалению, этому творческому начинанию не суждено было осуществиться.
Фестиваль года – «Дипломатия звезд»
На этом фестивале выступают только самые прославленные исполнители. В Алматы вновь побывал Российский национальный оркестр. Выдающиеся музыканты исполнили симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». В необычной роли здесь выступил любимец публики народный артист СССР Олег Табаков – он сказку рассказывал, а РНО ее озвучил. Второй концерт Брамса для фортепиано с оркестром сыграла пианистка, чей авторитет в мировом музыкальном мире очень высок – Жания Аубакирова. А в последний день фестиваля выступил пианист из Франции Аркадий Володось, знаменитый своими виртуозно-фееричными обработками известных произведений, музыкант «number one» в Европе.
Композитор года – Куат Шильдебаев
Одновременно вышли в свет три самостоятельных альбома с его музыкой – «ПротоАдам», «Емшан» и «Фантомы ДНК». Такое везение выпадает на долю далеко не каждого культурного деятеля. Творчество Куата Шильдебаева неизменно отличается оригинальным музыкальным языком, а его разносторонние жанровые интересы не перестают удивлять: академическая, джазовая, эстрадно -популярная, а также музыка для театра – все композитору по плечу. Куат Шильдебаев известен многим и как автор саундтреков к элитному казахскому кино, к фильмам режиссеров «новой волны»: «Гибель Отрара», «Юные годы Абая» Ардака Амиркулова, анимационному фильму «Грань» и, конечно, к фильму «Улжан» Фолькера Шлендорфа.
Назначение года – Ваг Папян
После смерти народного артиста Казахстана Толепбергена Абдрашева Государственный симфонический оркестр РК на довольно долгий промежуток времени остался без художественного руководителя и дирижера. На это место претендовали многие музыканты. Выбор в конце концов пал на Вага Папяна – очень эмоционального маэстро, пользующегося широкой известностью за рубежом. Он заключил в Алматы контракт, предписывающий работать в южной столице 12 недель в году. Это довольно много – примерно десять дней в месяц.
Актер года – Роман Чехонадский
Премьер Астанинского Русского драматического театра имени Горького, приехавшего в Алматы на гастроли. Артист показал себя во всей красе как в прямом, так и в переносном смысле. Природа щедро одарила его не только драматическим талантом, но и эффектными внешними данными, позволяющими с успехом создавать сложнейшие развернутые образы. Мастерски играя преступников, подлецов и безбашенников, Чехонадский, однако, мечтает о положительной, светлой роли, к примеру какого-нибудь простачка, а еще лучше – Квазимодо.
Гастроли года – Дни культуры Одессы в Алматы
Лучшие артисты Украины посетили Алматы в рамках Дней культуры Одессы. Визит этот является ответным – в прошлом году в Одессе с огромным успехом выступили казахстанские мастера искусств. Украинские коллеги, в свою очередь, решили не ударить в грязь лицом, и им это блестяще удалось.
Вниманию алматинцев были представлены гала-концерты, спектакль Одесского русского драматического театра, фильмы Одесской киностудии, выставка произведений одесских художников, выставка художественной фотографии.
Художник года – Миша Ленн
Казахстанские любители живописи впервые познакомились с работами художника, получившего международное признание, победителя многих конкурсов, обладателя престижных наград, создавшего свой собственный стиль в акварельной технике. Цветовая изобретательность, изящество, нежность и яркость – вот отличительные черты его картин. Отрицательным эмоциям почти нет места в творчестве Ленна. Если они и присутствуют, то все равно впасть в депрессию сложно. А вот положительные льются через край.
Фильм года – «Подарок Сталину»
Мировая премьера картины Рустема Абдрашева с успехом состоялась на XIII международном кинофестивале в Пусане. Сценарий фильма создал Павел Финн, приложивший руку к таким картинам, как «Всадник без головы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Бесы», «Тайны дворцовых переворотов». «Подарок Сталину» – это ряд воспоминаний Павла Финна и знаменитого израильского писателя Давида Маркиша, который был не понаслышке знаком с эпохой сталинизма. Он же исполнил одну из главных ролей. Через призму истории его героя показана трагедия огромного народа, попавшего в водоворот сталинского режима.
Смех года – выставка юмористической фотографии «Ха-ха, хи-хи-фото» в галерее «Вернисаж»
В самых неожиданных комедийных ситуациях дюжина авторов врасплох застала людей и животных. Причем все моменты – из серии «нарочно не придумаешь». Заварил всю эту творческую кашу фотограф Борис Тасов. У любого творческого человека может наступить такой период, когда запланированные выставки проведены, на конкурсы подготовлены и сданы работы. Образовывается творческий вакуум. Вот тут-то и началось копание в архивах, пересмотр материалов, которые, как оказалось, не просто лежали, занимая место, а ждали своего часа. Все фотографии – «экологически чистые», выполненные без помощи фотошопа.
|