Безумие с умом
Ксения Евдокименко,
газета «Время»,
от 28 января 2009г.
Русский ТЮЗ в Алматы, обретя камерную сцену, проявляет экономические чудеса в стремлении использовать ее на полную катушку. Например, последнюю премьеру здесь подготовили за три недели, не затратив при этом ни одного тенге бюджетных денег - только человеческие ресурсы.
Все началось с того, что появилось «окно» в несколько недель. Театр гудел грядущей грандиозной постановкой классической трагедии «Антигона», но было и желание уравновесить такую «тяжелую артиллерию» чем-то полегче. Захотелось юмора, безумств, музыки, бесшабашного веселья. И вот что случилось. Ольга БОБРИК, актриса театра, уже дважды пробовавшая силы в качестве режиссера, предложила пьесу Виктора Ляпина «Господа, товарищи, сволочи и дамы», рассказала о своих задумках. Дирекция скомандовала: вперед!
Все произошло настолько стремительно, что цеха, бухгалтерия и прочие службы театра даже не успели узнать о готовящейся премьере. Не все актеры оказались такими смелыми - почти весь первоначальный состав ушел в отказ. Из шести человек, задействованных в спектакле, пятерых пришлось заменить! Зато смелые оторвались на полную катушку - ведь пьеса оказалась о безумствах, происходящих за кулисами. «Господа, товарищи...» - это четыре почти житейских анекдота, герои которых заслуженные, но уже постаревшие актеры. И жить без сцены они не могут, и сопротивляться натиску молодых не в силах. Им дают небольшие роли, так что в перерывах между выходами на сцену они просто коротают время в гримерных: то предаются воспоминаниям, то разыгрывают друг друга. Например, чтобы получить деньги на выпивку, актер уговаривает друга сыграть роль почтальона и рассказать одной из актрис о богатом наследстве, которое актер должен получить от своей канадской тетушки. Актриса «покупается» до такой степени, что начинает соблазнять коллегу. Вот только ему-то нужна всего лишь бутылка, а не рука и сердце в придачу...
Правда, от родного названия пьесы пришлось отказаться: администрацию коробило слово «сволочи», которое пришлось бы писать на афише крупными буквами. Тогда и появился «Храм безумств».
- Во время репетиций мы просто кайфовали, - говорит Ольга Бобрик, - веселились от души, ведь театр - это сплошное безумие - от сцены до дирекции. Актеры старшего поколения с удовольствием вспоминали, как и кого разыгрывали. Сейчас, к сожалению, в театре почему-то потерялась эта традиция.
- Зато вы вводите новую - делать совершенно незатратные спектакли. Не боитесь, что опыт переймут другие театры?
- А почему бы и нет? Спектакль получился, что называется, на «подборе», то есть с использованием костюмов, бутафории и декораций из других постановок. И, кстати, у нас уже есть наметки таким методом сделать еще один спектакль. У многих театров в закромах есть все, из любой эпохи. Почему бы это не использовать? Конечно, иногда нужны затратные красивые спектакли, эффектные, но иногда можно и сэкономить. Тем более когда на подготовку не так много времени. Ведь это целая история: пока одобрят бюджет, выделят, закупят, оприходуют, сошьют, изготовят... А мы ставили спектакль в очень ограниченные сроки.
- Почему на правах режиссера вы не выбили себе хотя бы небольшую роль в собственном спектакле?
- Я уже имею горький опыт! В спектакле «Карнавал судьбы» играла одну из главных ролей и поймала себя на том, что, находясь на сцене, я все время контролирую происходящее именно как режиссер. К тому же я не могла видеть себя со стороны во время репетиций. Так что зареклась от подобной практики.
Есть и еще одна причина - я сейчас в положении...
|