«…Сметь свое суждение иметь»
Оксана Бондаренко,
Газета «Вечерний Алматы»,
№ 16-17 от 7 февраля 2008г.
Премьерной постановкой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» решил удивить зрителей Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац.
Нельзя не вспомнить, что сценическое воплощение это хрестоматийное произведение обрело еще до того, как увидело свет в печатном виде. В 1831 году «Горе от ума» впервые появилось на сцене, и только двумя годами позже вышло отдельное издание с многочисленными цензурными искажениями. В этом году исполняется 70 лет спектаклю, показанному в 1938 году во МХАТе в постановке Владимира Немировича-Данченко. И по сей день эта постановка, где блистали такие корифеи театра, как Василий Качалов, Ольга Книппер-Чехова, Михаил Тарханов, Ангелина Степанова, считается академической. Пьеса практически не исчезает из репертуаров театров как столичных, так и провинциальных, и давно уже оправдала свой непременный эпитет «бессмертная». Обратились к ней и в нашем ТЮЗе, где режиссером спектакля отважилась выступить талантливая актриса Ольга Бобрик. И эта попытка, на наш взгляд, оказалась неудачной, особенно если вспомнить ее же режиссерский дебют в спектакле «Карнавал судьбы». Огорчила неровная игра актерского состава. Невыразительными оказались герои Молчалин (Андрей Пасаженников), Софья (Наталья Лунина) и, напротив, яркими – Фамусов (Григорий Ефимов), Лизанька (Любовь Довбань), Скалозуб (Ильяс Турманов).Непонятно появление в пьесе нового персонажа – матушки Екатерины. Если имелась в виду императрица Екатерина, то она жила и царствовала несколько раньше происходящего действия ( 1729–1796 гг.), а если постановщик попытался сравнить эпоху просвещенной Екатерины и ретрограда Александра I, то это в спектакле не прочитывается. «Горе от ума» – произведение настолько многозначное, что право на существование имеет множество различных режиссерских трактовок, как канонических, так и экспериментальных. Образ Чацкого с первых дней его появления на публике все понимают по-разному, даже классики. «Грибоедов вывел на сцену явно устаревшего героя», – писал Петр Вяземский. Сохранился и отзыв Александра Пушкина: «Чацкий – пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Может быть, поэтому Чацкий (Евгений Дубовик) в постановке Ольги Бобрик выглядит таким безликим, вторичным, следуя задумке режиссера? И все же, новации – новациями, но обидно, что среди действующих лиц пренебрегли персонажами второго плана – Репетиловым, Загорецким, Хлестовой и другими. Часть из них вообще бесследно исчезла, некоторых заменили куклами, а вернее манекенами. Голоса смодулировали, и они стали походить на лепет мультяшных героев, отчего остроумные грибоедовские реплики звучали невнятно. Однако, похоже, что именно это неоправданное «впадение в детство» понравилось некоторым зрителям. В зале присутствовали старшеклассники городских школ. Вот мнение учеников девятых классов школы-гимназии № 27.Нургамат Жумадилов: «Мне все понравилось. Я бы с удовольствием посмотрел еще раз». Анель Сатбекова: «Понравились игра актеров, костюмы и декорации. Было бы здорово, если бы все произведения, которые мы проходим в школе, можно было посмотреть в театре». Богдан Азаров: Мы «Горе от ума» проходили в первой четверти. Мне тогда пьеса очень понравилась, спектакль – тоже, но я его воспринял не так, как пьесу. Надо будет перечитать». Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Трофимовна Богатырева: «Мы рады, что посетили сегодня театр. Я даже не ожидала, что ребятам так понравится. Хочется, чтобы на сцене театра чаще ставили спектакли по произведениям, которые включены в школьную программу». Словом, сколько зрителей, столько и мнений…
|