Диктатура таланта, или Фарс против фальши
Светлана Велитченко
Газета «Курсив»
№ 45, от 15 ноября 2007г.
В Государственном Академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац – премьера. Спектакль «Замарашка», поставленный по пьесе Я. Гловацкого, вновь обратил внимание на проблемы современного общества: как становятся преступниками? Как измерить вину взрослых перед молодыми людьми, которые никому не верят? И, наконец, каким образом просить прощения за то, что человеческая жизнь - песчинка в море интриг и подлости?..
Кто сказал, что театр сегодня не способен потрясать наше воображение и будить задремавшие эмоции? Кто думает, что зрителя сегодня могут впечатлить лишь «навороченные» спецэффекты? Эти люди однозначно не правы. Что может сравниться с мощным зарядом энергии, которая изливается в зал со сцены, когда на ней не играют – живут? Чем можно измерить силу актерского таланта, когда зритель начинает следить не просто за фабулой спектакля, но за той самой «сверхзадачей», на которой, собственно, и держится великая театральная школа переживания?..
Спектакль «Замарашка», поставленный на сцене Государственного Академического Русского театра для детей и юношества им. Натальи Сац, преследует исключительно педагогические цели. Зло и несовершенство мира, заставляющие юных девушек становиться преступницами. Отношение взрослых людей, каждый из которых озабочен лишь своими проблемами. Неоправданная жестокость по отношению к тем, кто не «вписывается» в формат жизни колонии, кто лучше и чище…Впрочем, о чистоте здесь говорить не приходится. В пьесе Януша Гловацкого все персонажи так или иначе замараны жизнью. Потому и играть приходится по жестким «понятиям».
Жанр спектакля обозначен как «трагифарс». Сложно пройти по тонкой грани между мрачной усмешкой и настоящей трагедией. Трудно отделить игры, в которые играют люди, от истинных проблем нашей жизни. И все же трагифарс дает актерам много дополнительных возможностей для того, чтобы проявить себя. Но это может произойти лишь тогда, когда актер настолько входит в образ, что пространство сцены раздвигается до реальной жизни. И нам, сидящим в зале, становится по-настоящему страшно…
В женской колонии ставят спектакль «Золушка». Туда приезжает группа журналистов, чтобы снять фильм о тех, кто отбывает наказание за различные преступления. То есть параллельно с игрой в спектакле девушки должны рассказывать, как они оказались в этой колонии. Буря эмоций, чувств, грань между жесткой реальностью и их девичьими мечтами – все должно смешаться в фарсе и привести к трагедии… Всем процессом съемок руководит Воспитатель колонии (засл. деятель РК Т. Восилов), ставший центральным персонажем спектакля. Именно в его роли проявляется фарсовая вольность и трагическая мощь. Человек, живущий в колонии, пропитавшийся духом интриг и подлости, пытается всеми способами прикрыть свой комплекс неполноценности. Он жалок в своей значительности, в которую верит сам. Он страшен в своей нелюбви к окружающему миру и прежде всего – к себе. Тахир Восилов превосходно играет сочетание человеческого уродства и жестокого цинизма – так, что сжимается сердце. А когда он пытается убедить Замарашку рассказать журналистам свою историю – это одна из самых сильных сцен Т. Восилова в спектакле – он пускает в ход все свое изощренное мастерство лицедейства – и мы верим ему. Ведь по его щекам текут слезы…
Безусловно, центральным персонажем спектакля должна была стать Замарашка (арт. О. Бобрик). Не выдержав издевательств, в финале Замарашка сводит счеты с жизнью. Однако перед зрителем предстает не разочаровавшаяся в жизни чистая и светлая девушка, а «паханша», которой не удалось занять свои позиции в колонии. Ее разговор с Принцем (засл. арт. РК О. Коржева) не раскрывает подлинный трагизм ситуации, а напоминает обычные «разборки центровых». А лидер, как известно, может быть только один...
Получается, что таким лидером становится Воспитатель. На этом персонаже, собственно, и держится весь спектакль. Тахир Восилов будоражит партнеров, провоцируя их на подлинные эмоции, на соучастие в происходящем. К сожалению, коллеги по сцене ведут себя несколько отстраненно. Особенно это касается Режиссера (засл. арт. РК Г.Ефимов), который так поспешно и невнятно проговаривает текст, словно торопится поскорее уйти со сцены. А самая первая сцена с Инспектором (засл. арт. РК В. Крымская) и вовсе непонятна: какую драматургическую нагрузку несет этот образ? Если Инспектор нужен только для того, чтобы объяснить зрителю, что будет происходить на сцене – эту информацию можно вложить в уста Воспитателя или Режиссера, и вовсе убрать этот персонаж.
В целом «Замарашка» будет пользоваться популярностью у зрителей. Тюремная life story интересна хотя бы тем, что заставляет задуматься над такими важными понятиями, как любовь и предательство. Актеры должны настолько войти в образ, чтобы зритель переживал подлинную трагедию, становясь при этом добрее и чище. А для этого нужны сыгранность и чувство партнерства на сцене. Пока же не оставляет чувство, что «Замарашка» - спектакль одного актера…
|