Владимир Крылов: денег меньше, а счастья - больше
Светлана Велитченко
Газета «Литер»
6 апреля 2006г.
Какими категориями измеряется счастье театрального артиста? Популярностью у зрителей? Востребованностью в репертуаре? Сверхвысокими доходами? Последнее, впрочем, никогда не было актуально…Артист Государственного Академического театра для детей и юношества им. Н.Сац Владимир Крылов уверен, что счастье заключено в преданном служении Театру. Именно так, с большой буквы. Потому что, однажды придя в него, понимаешь, что это и есть зов твоей души и дело твоей жизни.
Владимир Крылов популярен и любим зрителями. От Тотоши в «Чукоккале» К.Чуковского до Стрельникова в «Докторе Живаго» Б. Пастернака, от сказочных персонажей до образов мировой литературы – диапазон его творческих возможностей огромен. При этом Крылов – не «заслуженный» или «народный» артист. Он – мастер сцены. За этим лаконичным званием – огромный труд и преданность делу. Но до этого признания нужно было сыграть 60 ролей и проработать в театре почти 20 лет. Хотя Крылов употребляет другой глагол: не «проработать», а «прослужить». И от этого веет каким-то старым добрым консерватизмом, когда актеры еще любили «искусство в себе, а не себя в искусстве»…
Жизнь Владимира Крылова вполне укладывается в стандарты классической театральной пьесы. Это сравнение не пафосное - просто по-другому и быть не могло. И Крылов с полным правом может перефразировать великое высказывание: вся жизнь – театр.
Пролог. Действующие лица и исполнители
- Моя жизнь в театре связана с именами людей, которым я обязан тем, что стал артистом. Павел Юдаков, Рустем Хабибуллин – настоящие подвижники, которые умели рассмотреть в девочках и мальчиках будущих «звезд», буквально выдернули меня из института народного хозяйства. Я там учился на бухгалтера и, может быть, стал бы впоследствии известным бизнесменом, и у меня было бы больше денег, а счастья - меньше… Но Паша и Рустем «сломали» мне жизнь - они привели меня к Борису Николаевичу Преображенскому – великолепному режиссеру и педагогу. Он умудрялся делать из талантливых людей буквально гениев. Я у него много работал, но Татьяна Калинина заставила меня поступить в академию им. Жургенева, где я попал на курс к прекрасному педагогу Маману Байсеркеновичу Байсеркенову. Я благодарен директору ТЮЗа Надежде Григорьевне Горобец за то, что она доверила мне ставить спектакль по повести В. Токаревой «Талисман»; моим замечательным партнерам - это и рано ушедший Анатолий Марковский, и Николай Дубаков, который сейчас служит в иркутском театре, и Татьяна Тарская, Валерия Крымская, Сергей Печорин, Герман Богданов, Женя Жуманов, Витя Ашанин, Оля Коржева, Дима Скирта, Володя Пономарев - наш потрясающий театральный художник, который может одной фразой подсказать решение роли. Что я значу без этих людей? Они сначала терпели мою неподготовленность, потом – мой характер…
Действие 1. Нет маленьких ролей
- Да, я начинал с маленьких ролей, с эпизодов. Но я всегда к этому относился философски: дали роль - сыграю. Конечно, обидно оказаться каким-нибудь «8-м носителем копья» или «5-м грибом», но к эпизодам, которые мне доверяли, я всегда относился очень серьезно. Кстати, сыграть эпизод, чтобы он запомнился - гораздо сложнее, чем главную роль. В этом плане помогают партнеры. Я обожаю работать с Дмитрием Скиртой – он постоянно подбрасывает какие-то новые вещи, заставляет импровизировать…
- Говорят, актерская импровизация – это второй спектакль. Вы часто импровизируете на сцене?
- Играть 200 раз в одной и той же мизансцене скучно. Но нужно понимать – где это интересно зрителю, где это твой «сабантуйчик», а когда это вообще идет вразрез со спектаклем. Например, в спектакле «Андрей - стрелок и Марья – голубка» по замыслу сверху опускается меч. И кто- то подвесил туда автомат. Это разве шутка? За кулисами все смеются, но зритель не должен чувствовать себя обманутым. Импровизация - очень сложное дело, но четко должен стоять заслон: дальше нельзя. Есть хорошая фраза: чем талант отличается от бездари? Чувством меры.
- Приходилось ли Вам просить какую-то роль, «биться» за нее? - Было такое. Я очень хотел сыграть Стрельникова в спектакле «Доктор Живаго». Я даже думал, что если не сыграю Стрельникова, то вообще напрасно нахожусь в театре…А потом все-таки получил эту роль, я «попал» в Стрельникова. Сам факт причастности к этому материалу дал мне повод говорить, что я стал актером…Сейчас никаких мечтаний о ролях нет. Мне все интересно.
Действие 2. ТЮЗ: три хороших буквы
- Я сыграл больше 60 ролей. Но недавно подумал - а чем из этого списка можно гордиться? Набралось ролей 15. Я в театре 18 лет, по роли в год… Не каждому из актеров дано сыграть по одной достойной роли в год. Так что я доволен.
- Актер ТЮЗа... Нет ли здесь интонации пренебрежения, снисхождения?
- Это пренебрежение идет от актеров драматических театров. Мы как-то смотрели в нашем театре им. Лермонтова постановку - там актер будто извиняется перед зрителями, что ему приходится играть в детском спектакле! Вроде - я вечером выдам страсть, а сейчас просто «отмажусь»…У тюзовского актера этого нет. Играть для детей, «заводить» их, пробуждать эмоции - это сильно, это не каждому дано! Я всегда гордо говорю: я -актер ТЮЗа, и каждый день и вечер выхожу играть для юного зрителя.
- А какие спектакли сегодня нужны юному зрителю? И вообще - нужен ли нынешним тинейджерам и рэпперам детский театр?
- Я думаю, что тинейджерам нужен и Онегин, и Гамлет, и доктор Живаго. Главное не то, какой материал, а то, как он сделан. Вот недавно вышел спектакль про Казанову – «Карнавал судьбы». Я видел, какой восторг он вызвал у подростков, как они аплодировали…
- А пресса как-то вяло отозвалась на этот спектакль…Вы, кстати, как относитесь к тому, что пишут про театр? Вам это важно?
- Актеры, которые говорят, что неважно, кокетничают. Когда в самой невзрачной газетенке написано, что актер играл отвратительно – это обидно. И даже если ты понимаешь, что журналист не пришел на премьеру, а по телефону про нее спросил - все равно не по себе…
- Так можно не приходить на спектакль и писать про него?!
- Конечно. Иной раз просто звонят нашему администратору: мы из газеты, у вас премьера, мы прийти не можем, расскажите, о чем спектакль… В общем, не театральные это материалы, а околотеатральные…
- Значит, пусть не пишут?
- Нет, пусть пишут, но пусть это будет профессионально! Меня тоже в прессе ругали, но после этого хотелось что-то изменить в себе! Нужно анализировать, а не заниматься самовыражением. Думаю, это и есть истинная задача театральной критики.
Действие 3. Доброе слово и актеру приятно
- Актеры- люди очень непростые. Это ведь у космонавтов, кажется, тест на совместимость есть? А в театре люди сложные: пьющие, нервные, всякие… Я сам способен на компромиссы, но бывают ситуации, когда сложно.
- Партнеры раздражают?
- Бывает! Когда репетируешь, иногда начинаешь партнеров ненавидеть. Это сложный период, но потом он проходит. Да, мы в этом живем. Пришел утром в хорошем настроении, увидел расписание, которое тебя не устраивает, и тут же заорал, запричитал, вывалил это все на соседей в гримерке, потом на сцене, и вот уже тебе хорошо - всем плохо (смеется). Профессия накладывает отпечаток. Актеры работают на сцене сердцем, нервами, поэтому они у нас оголены, и мы натуральные «сукины дети», лучше не скажешь!
- Ключевое слово «сукины» или «дети»? Что выделим интонацией?
- Конечно, дети! Руководить актерами может либо хороший педагог, либо профессиональный психиатр. Педагог простит и поймет, а психиатр хорошо знает, когда накричать, а когда – приласкать…
Открытый финал. И аплодисменты!
- Что в планах?
- В планах у меня две простые вещи: сделать спектакль «Талисман» как можно лучше…
- …сами заняты в постановке?
- Я не люблю участвовать в собственных спектаклях. Тогда ты не режиссер, не актер, а нечто среднее. У меня печальный опыт «Старшей сестры», я там играл Ухова. А вторая вещь - я поеду в отпуск на Байкал к своему другу Коле Дубакову, там потрясающие места… Недавно пригласили на фильм «Мустафа Шокай», к режиссеру Сатыбалды Нарымбетову. Играю знаменитого Михаила Фрунзе-всего 3 эпизода, но очень интересно. И на коне сидел, правда, поехать не решился. Первый раз, конечно, сложно; если бы меня приглашали в кино пару раз в год, то через некоторое время я бы стал серьезным артистом кино. Но театр я ни на что не променяю. Это мой дом и моя жизнь….
|