Домбра старая, цветок голубой
Анастасия Скрипникова
газета «Экспресс К»
№ 210 (16596) от 07.11.2008
Впервые в Алматы поставлен своеобразный детский мюзикл - музыкальная сказка по мотивам казахского фольклора. Сценарий был написан еще в 70-е годы Евгением Прасоловым специально для русского ТЮЗа. И вот 3 ноября при полном аншлаге состоялась премьера.
Над «Сказкой о золотом троне, голубом цветке и старой домбре» потрудилось немало профессионалов. Режиссером-постановщиком выступил заслуженный артист страны Сагизбай Карабалин, ассистировала ему Динара Абикеева, а музыку написал Жанболат Кенжекеев. В самой сказке тоже занято немало именитых актеров. Не обошлось и без элементов бразильского сериала: были и интриги, и сплетни, и предательство слуг, и любовный треугольник, и временная амнезия, и мистика.
- Сейчас очень мало премьер детских спектаклей, - считает Сагизбай Карабалин. - Например, у казахского ТЮЗа есть своя народная сказка, а вот у нас ее до сих пор не было, и все из-за сложностей с переводом! Материал для этого спектакля был готов давно: сказку написал Евгений Прасолов, когда работал главным режиссером театра, а мы просто заново отредактировали некоторые моменты и положили все на музыку. Название спектакля осталось прежним, но сценограф и балетмейстер вдохнули в него новую жизнь. Я лишь «реабилитировал» ведьму: у Прасолова Тажал-ару-ханум была явной злодейкой и оборотнем, а у меня в постановке она раскаялась и стала доброй и пушистой ведьмочкой. Так что одну актерскую линию мы переделали полностью. Почему решено было ставить именно музыкальную сказку? Потому что детям необходимы песни, танцы и комичные сюжеты. Благодаря этому набору им легче будет понять то, что мы хотели донести до нашего юного зрителя.
По сути своей режиссер должен быть всегда недоволен своим детищем. После первого прогона еще заметны сцены, которые требуют доработки. Просто мы были очень ограничены во времени: репетиции заканчивались иногда в час ночи, а начинались в шесть утра. Все было сделано практически за месяц. Дальнейшая судьба этой постановки - гастроли в Астане 13-16 ноября и их продолжение на зимних школьных каникулах.
- Нельзя сказать, что мы играли на одном дыхании, - вступает Юрий Гнусарев, исполнитель главной роли Арыстана. - Были трудности, но мы их преодолевали.
- На самом деле работать было безумно интересно, - подхватывает Мария Коваленко, исполнительница главной роли Карашаш. - Этот спектакль создавался на необычайном творческом подъеме. Поставить такой грандиозный спектакль в такие сжатые сроки - большое мастерство. Мне, как актрисе и музыканту, играть в мюзикле не составляет труда. Единственная сложность была в том, чтобы передать менталитет и поведение истинной казашки. Я отбирала моменты кротости и скромности и более внимательно над ними работала. Главный критик - это зритель, а юный зритель - самый требовательный. Детей не обманешь, если им неинтересно - это сразу видно и слышно.
Спектакль - как ребенок. Он рождается, растет и развивается, при этом ему требуется уход и внимание. Его нужно растить и лелеять, он обкатывается с каждым выходом на сцену. Так что, думаю, со временем дорастем до того, когда не будет никаких накладок и мы почувствуем себя увереннее.
По мнению маленьких зрителей, совершенно неважно, какой голубой цветок - колокольчик, василек или незабудка - послужил путеводной нитью любви от Карашаш к Арыстану. Главное - полный и стандартный happy end!
|