Первым делом – все-таки Камю!
Дмитрий Мостовой,
Газета «Караван»,
№6 от 8 февраля 2008г.
Расшторенные окна камерной сцены. Сигаретный дым, кофе, термос с кипятком. В углу – гитара, которой будет отведена своя, весьма значимая роль. В Государственном академическом русском театре для детей и юношества актер Евгений Жуманов и режиссер Юрий Ханинга-Бекназар репетируют спектакль «Падение» по повести-монологу Альбера Камю. Премьера назначена на 11 марта.
Актер и режиссер знакомы уже очень давно. Вместе они работали в трех театрах – Павлодарском имени Чехова, Уральском имени Островского и, наконец, Алматинском имени Лермонтова. Правда, тогда Юрий Иванович носил еще фамилию Коненкин, под которой и сделал себе имя как театральный режиссер. Их последняя совместная работа – спектакль «Калигула» – претендовал на Госпремию СССР, но тут… не стало самого СССР.
Более 10 лет Жуманов и Ханинга-Бекназар не сотрудничали. За это время Евгений успел не без скандала уйти в ТЮЗ, а Юрий стал худруком Астанинского русского драматического театра имени Горького, который в 2005 году тоже покинул при малоприятных обстоятельствах. Ныне Ханинга-Бекназар преподает в столице, а в Алматы приехал специально для новой постановки с Жумановым.
– Юрий Иванович, моноспектакль – очень сложная форма. Ничуть не умаляя достоинств Евгения Жуманова, тем не менее спрошу: не страшно?
– Страшно на самом деле всегда. Я уже плохо начал спать. К тому же текст у Камю идет от лица человека с совершенно беспощадным взглядом на себя и на жизнь. Человека, охваченного смертельным ужасом от бытия, от природы человека. Ход этих рассуждений и есть собственно спектакль. Но ведь сейчас немодно размышлять о смысле человеческой жизни. С другой стороны, мне не страшно ничего и никогда. Так что, смешанные чувства.
– Но ведь можно было взяться за что-то более простое?
– У нас есть наметки на итальянскую комедию, например, – вступает в разговор Евгений Жуманов, но прежде все-таки Камю. А уже потом весело посмеемся.
Оформлением спектакля будет заниматься один из лучших художников Центральной Азии Юлдаш Нурматов из Бишкека. Большинство своих задумок он пока держит в секрете. Одна из идей заключается в том, чтобы не использовать театральный свет в привычном понимании, а, напротив, добиться единства сцены и зала. Чтобы и актер был не совсем актер и зритель – не вполне зритель.
|