Тюремный бал
Артем Крылов,
«Газета.kz»,
29 мая 2007г.
И снова премьера в Русском ТЮЗе имени Сац. И опять героем дня становится режиссер из Таджикистана Султон Усманов. Его новая постановка — о жизни девушек за решеткой и амбициях взрослых людей.
Усманов вернулся в Алматы, потому что обещал. В предыдущем его спектакле - это был «Закат» по Исааку Бабелю — режиссер задействовал в основном мужскую часть труппы. Но уже тогда, глядя на потенциал молодых тюзовских актрис, он задумал сделать «женский» спектакль. Спустя два месяца алматинский зритель увидел очередной результат сотрудничества таджикского режиссера и нашего театра для детей и юношества. Спектакль «Закат» впечатлил обозревателя «Газеты.kz» Дмитрия Мостового, который назвал его чем-то вроде возрождения ТЮЗа после ряда постановок, осуществленных силами актеров театра. Однако «Замарашка» не воспринимается пока так же целостно и безупречно.
По сюжету в женскую колонию приезжает кинорежиссер якобы для того, чтобы снять документальный фильм о тамошней постановке спектакля «Золушка». На самом деле он вытаскивает из тюремных актрис их истории, одна другой страшней. Эти признания должны шокировать зрителя его картины и, как следствие, принести режиссеру громкую славу. Единственной, кто не хочет открываться перед докучливым кинодеятелем, оказалась главная героиня — Замарашка. Режиссер и подначиваемый им воспитатель готовы идти на что угодно, лишь бы сломать строптивую девушку. Они выставляют ее предательницей перед сокамерницами. Избитая и униженная, она выбирает смерть и уносится к прекрасному Принцу-мечте, о котором грезят все девушки ее окружения. Уход героини к светлой мечте показан на большом экране с помощью видеозаписи.
«Замарашка» была написана американцем польского происхождения Янушем Гловацким еще в семидесятых годах прошлого века. Режиссер Усманов нашел определенные созвучия сюжета с современной жизнью, когда масс-медиа ради эпатажа и привлечения аудитории нарушают все возможные этические принципы.
Так называемые «женские» спектакли являются нечастым удовольствием и всегда интересны. Однако при множестве персонажей одного пола появляется сложность в том, чтобы ярко и тщательно показать каждую роль. В этом смысле героини «Замарашки» пока не во всем поняты актрисами ТЮЗа. Очевидно, специфика речи, которой пользуются девушки-заключенные, непросто дается ДЕВУШКАМ театральным. К тому же оставляет желать лучшего адаптация текста на русский язык. Когда Замарашка начинает «травить» историю, она то говорит с использованием фени, то переходит на высокопарные слова, которыми не разговаривают даже обычные люди, не говоря про обитательниц колоний. Зато без высокого штиля обходится Принц, или Ольга Коржева. Ее монолог с крепкими выражениями (временами превращенными в эвфемизмы, а временами нет) и плевками на сцену вызвал у зрителя оживление и смех. Григорий Ефимов играет хорошо, уверенно, спокойно, но на амбициозного режиссера, мечтающего шокировать публику откровениями из-за решетки, похож мало.
Из-за болезни актера, играющего неуравновешенного воспитателя колонии, заменять его пришлось постановщику спектакля Султану Усманову. Он героически справляется с хорошо забытой для себя ролью актера, признаваясь, что в последний раз выходил на сцену лет пятнадцать назад. Но из-за того, что труппа уже настроилась на премьеру, Усманов решил «не портить им этот праздник и тряхнуть стариной».
|