Одинокий мятежник
Константин Кешин,
Газета «Казахстанская правда»,
26 апреля 2008г.
На Камерной сцене Театра юного зрителя имени Н. Сац — премьера: спектакль по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Театр, к общей радости, постепенно обновляет репертуар, понимая, что полагаться на вконец одряхлевшего «Зайку-зазнайку» или «Королевство кривых зеркал» — пьесу также далеко не первой молодости, не стоит. И дело даже не в успешном пополнении кассы, хотя это и необходимо, а в том, что театр с каждым днем все сильнее чувствует свою серьезную ответственность за духовное и эстетическое взросление юного зрителя.
Казалось, что в нынешнем веке вампиловское драматургическое наследие волей-неволей отошло в прошлое, оно почти исчезло с афиш московских и санкт-петербургских театров. Вот почему зрители премьерного спектакля воспринимали возвращение Вампилова с некоторой настороженностью.
Но спектакль вышел не только достоверным, но и стал подлинным художественным явлением. Режиссер-постановщик новой «Утиной охоты» Дмитрий Скирта играет главного героя. За небольшими исключениями попадание в характер Зилова, того самого «лишнего человека», знакомого нам по школьным урокам литературы, стопроцентное. Намешано в этом мятежном характере много чего: романтическое мироощущение и почти задавленная житейскими обстоятельствами сентиментальность, умение жестоко и несправедливо обидеть и слабая надежда на перемены к лучшему. И неоправданная на первый взгляд, зато терзающая Зилова ежечасно нелюбовь к самому себе.
Мы застаем героя в минуту трудную, когда он остается наедине со своими воспоминаниями. Они почти неотличимы от того, что происходит сейчас, в пору подведения итогов. А они неутешительны, и Зилов готовится свести счеты с жизнью: «Мне все безразлично, все на свете... Неужели у меня нет сердца?» И он стремится нарушить спокойное течение житейских событий, пытается каждого собеседника вызвать на откровенность. Шаг за шагом многогрешный Зилов все больше попадает в положение волка-одиночки из басни Крылова. Когда тому пришлось совсем худо, оказалось, что не у кого просить помощи, — он каждому сделал зло.
Нелегкая доля досталась Д. Скирте, и он неплохо справился с трудностями: вначале остальные участники постановки из понятной робости слегка придерживали темперамент, поскольку режиссер перешел из-за столика в зале на сцену, но в конце концов мы почувствовали, что перед нами именно хорошо слаженный актерский ансамбль с точным распределением нюансов и оттенков, с крепко продуманным сквозным действием. Да и со «сверхзадачей» все оказалось в порядке.
Убедителен в своем эгоизме не чурающийся обыкновенного предательства Саяпин (Юрий Гнусарев), коллега Зилова по малоинтересным служебным обязанностям. Красочен робкий искатель любовных приключений и одновременно суровый (правда, лишь на словах) начальник Зилова и Саяпина Кушак (Евгений Ефремов). Когда вспоминаешь спектакль, то думаешь о нем, как о давнем знакомце. Как, к примеру, и о добродушном, не принимающим в расчет злые грубости Зилова Кузакове (Виталий Куприянов). А когда на сцене — деловитый, трезвый, прочно стоящий на земле и неподвластный никаким душевным недугам, профессионально безупречный официант Дима (Андрей Пасаженников), то чувствуешь себя в том самом кафе, где Зилов собирает свой «ближний круг» на собственные поминки. Очень хорошая, вполне достойная актерская работа.
Женщинам непросто «соперничать» с мужским квартетом (не считая невольного соучастника «дружеского» розыгрыша мальчика Вити (Давид Щетников), принесшего траурный венок). Но полноценное режиссерское руководство и здесь оказалось на высоте. Сдержанно, но очень впечатляюще играет жену Зилова, Галину, Ольга Бобрик. Не будь ее, зрителям не удалось бы почувствовать несомненную трагедийность и главного героя, и того, что с ним происходит. Заслуживает внимания и Вера в исполнении Марии Коваленко. Дерзкая, бесшабашная, она пребывает в безнадежных, часто порочно-отважных поисках крепкой руки и верного сердца. Участие в событиях жены Саяпина Валерии (Наталья Семенова) и юной девушки Ирины (Юлия Узинг), на свое горе полюбившей Зилова, позволяет согласиться с утверждением: «В каждой женщине затаено добро».
Заглянув в отзывы и рецензии многолетней давности, находишь там по преимуществу отрицательные характеристики главного героя «Утиной охоты»: «...жизни в нем нет... пустынная душа... Не каждый вытерпит присутствие Зилова, длительное общение с ним...» И так далее, и тому подобное. Отрадно, что Д. Скирта все эти обвинительные речи не стал принимать в качестве приговора, который «обжалованию не подлежит». Для постановщика, разумеется, не прощающего Зилову безнравственные поступки, душевную расхристанность, все-таки ключевым стал монолог главного героя об утиной охоте: «Ты увидишь, какой там туман, мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда поднимается солнце? О! Это как в церкви, и даже почище, чем в церкви... А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь?» Значит, душа у нашего Зилова — истинно поэтическая, следовательно, еще не все потеряно, еще есть надежда на то, что в его жизнь все-таки вернется нравственная чистота.
Как верно было замечено проницательными читателями и не менее проницательными зрителями: «Вампилов верил, что даже после самых страшных своих поражений добро способно заново возрождаться и вносить в жизнь красоту, не подвластную ни цинизму, ни жестокости». Именно с такой верой и создавался спектакль «Утиная охота».
Верим и мы, во-первых, что этому спектаклю — крепнуть и возрастать, а во-вторых, что в дальнейшем театр, столь остро и точно чувствующий необходимость для современности замечательной драматургии Вампилова, обратится и к «Прошлому лету в Чулимске», и к «Старшему сыну», а может быть, даже и к пока малоизвестной, к сожалению, не менее интересной и значительной прозе этого автора.
|