Театр нашего детства
Газета «Известия-Казахстан»,
№04-05, 13 января 2006г.
Людмила Доброшинская
«Я родом из ТЮЗа» - так, перефразируя Антуана де Сент-Экзюпери, назвала свою только что вышедшую в свет книгу известный казахстанский журналист Людмила Мананникова. В ней прослежен довольно большой отрезок истории Государственного театра для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац — с 1945-го по 1985 год. Рассказ в книге ведется от первого лица.
Автор пишет о своих впечатлениях от увиденных за многие годы спектаклей, встречается с бывшими работниками театра - актерами, режиссерами, педагогами, использует большой фактический материал, публиковавшийся в разные годы на страницах газет и журналов.
- Меньше всего, - говорит Людмила Борисовна, - я претендую на объективность. Я не пыталась полно и непредвзято изложить всю историю моего любимого ТЮЗа. Во-первых, потому, что, как говорил Козьма Прутков, нельзя обнять необъятное. Во-вторых, я – не историк театра, а журналист. Но я - зритель и поклонница нашего ТЮЗа уже много-много лет. В театре сменялись режиссеры, актеры, художники, музыканты, из здания в здание переезжала тpvппa, но мой старый добрый ТЮЗ оставался неизменным. Он привносил в мою жизнь и жизнь моих сверстников то, чего не могло дать никакое другое искусство. Волшебное таинство общения актеров со зрителями, мгновение, когда раздвигается театральный занавес — и ты ощущаешь неповторимый сладостный холодок кулис, ждешь, что сейчас, немедленно свершится чудо.
Актеры долгое время были для меня людьми совершенно из иного мира, немножко волшебниками, почти святыми, и даже сейчас, будучи взрослой, я сохранила к ним свое трепетное детское отношение и каждый раз волновалась, когда шла на встречу с каждым из них, И они - в большинстве своем - оправдывали мои ожидания. Может быть, потому, что «тюзовцы» — самые преданные театру люди: попробуйте всю жизнь с энтузиазмом играть зайца и каждый раз находить в нем вес новые черты! А может быть, ПОТОМУ, что когда я — верный зритель, и они — артисты, режиссеры, художники, вспоминали о театре, наши души звучали в УНИСОН.
А началось все с коммунальной квартиры на улице Калинина, где я жила с родителями в начале 50-х годов. Наши окна выходили прямо на театр. Вечером из них можно было видеть людей, спешащих в ТЮЗ, а потом фантазировать, придумывать, что идет на сцене. В двух смежных комнатках жили супруги Анна Андреевна и Герман Романович Тростянко. Она была заведующей пошивочным цехом Оперного театра, а он - солистом балета. Кроме того, Герман Романович рисовал картины и, как потом я узнала, преподавал в студии ТЮЗа еще при Наталии Ильиничне Сац, ставил танцы и сцены фехтования в спектаклях.
В здании ТЮЗа была театральная библиотека. Я в нее записалась и помню, что уже в четвертом классе буквально проглотила все тома сочинений Станиславского, вероятно, что-то по-своему в них понимая, а также множество пьес из серии «Современная драматургия». Именно тогда я полюбила режиссеров Вахтангова, Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, драматургов Чехова, Гоцци, Гольдони, Мольера, Шоу, Розова и Арбузова...
ТЮЗ стал театром моей жизни. Я довольна, когда в нем аншлаг, даже если с трудом могу отыскать место в зрительном зале. Я-то смогу приткнуться где-нибудь и на обочине, главное — зал полон! Вероятно, жизненно необходимо человеку, чтобы кто-то, хотя бы иногда, «трубил во все трубы его души».
- Шестидесятилетний юбилей Театра для детей и юношества Казахстана, - говорит профессор Светлана Сагалович, - естественно, вызывает повышенный интерес к тому, с чего он начинался. Детский театр, такой, каким видели его основатели, - явление чрезвычайно интересное по своим устремлениям, которые особенно заметны сегодня, по прошествии шестидесяти лет. Автор книги «Я родом из ТЮЗа» не только сообщила нынешнему зрителю множество неизвестных фактов из истории театра, но и рассказала о своей долголетней причастности к нему. В интересной личностной подаче встают перед нами его актеры, режиссеры, художники, педагоги. Это Наталия Ильинична Сац, режиссеры Борис Гронский, Абрам Мадиевский, Евгений Прасолов, актеры Я. Муратов, О. Решетниченко, В. Тикке, Д. Химина-Челидзе, Г. Тхоржевская, педагоги Г. Ю. Рутковская и Н. Ф. Бычук, многие-многие другие. Читая эту книгу, я будто бы вновь побывала на своих любимых спектаклях «Аттестат зрелости», «Вей, ветерок!», «Такая любовь», встретилась с любимыми в юности актерами В. Тикке, Л. Боксерманом, В. Битенским, О. Решетниченко... Думаю, рассказ о них будет интересен и сегодняшнему юному зрителю. История — вообще захватывающая вещь. Читателю, надеюсь, будет любопытно узнать не только о том, что такое ТЮЗ в своей первооснове, какие спектакли игрались в нем 20-60 лет назад, но и что за люди в нем работали, какими они были.
И, конечно, я не могу не сказать о зрительском активе ТЮЗа. Стало привычным определять свою родословную:
кто-то родом из детства, кто-то из годов шестидесятых. Ну а я — родом из зрительского актива ТЮЗа 50-х годов! Это была удивительная организация, вернее, сообщество людей, объединенных своими взглядами, настроениями, представлениями о мире. Душой, Другом и наставником его была замечательный педагог Галина Юрьевна Рутковская. Сколько ума, такта, культуры, педагогического дара и личного обаяния было в ней!
Мы дня не могли прожить без своего любимого театра. Общение с ним стало для нас школой, настоящим университетом! Бывая на спектаклях, работая в зрительском активе, мы все больше и больше узнавали о мире и жизни. Театр пробуждал в нас высокие запросы и устанавливал нравственные критерии: «Не важно, кем ты будешь, важно, КАКИМ». Он был праздником и тем духовным центром, который впоследствии связал воедино наши судьбы. Разве не символично, что в подавляющем большинстве мы стали педагогами, врачами, журналистами, выбрали профессии, которые требуют от человека огромных душевных сил?
Многие проблемы, которые ставила в своих спектаклях Наталия Ильинична Сац и ее верные последователи, до сих пор волнуют деятелей театра, его руководство. На сегодняшний день это программа преобразования творческого курса коллектива в соответствии с новыми задачами времени. Ну а те, кто был ребенком в те далекие 50-е, могут сказать: «Нам посчастливилось видеть...»
«Все уходит, и все остается», - говорят итальянцы. Все прошедшее - в нашей памяти, все будущее — в надежде!
|