Владимир Пономарев: «Весь мир - театр. А я в нем – художник»
(сценки из театральной жизни)
Светлана Велитченко,
газета «Газета.kz»,
№33 от 22 августа 2006г.
Прошедший недавно в Алматы форум центральноазиатских театральных коллективов выполнил главную задачу: взаимообогащение творческих коллективов, поиски новых решений и просто встреча людей искусства, переживающих за сегодняшнее положение театра вообще, его роль, репертуар и, конечно же, судьбу самих актёров.
Пролог
Писать в газете про театрального художника – все равно, что говорить о балете по радио. Работу художника необходимо видеть в спектаклях и восхищаться талантом и безграничной фантазией - той, которая преобразует стандартное пространство сцены в самостоятельный мир, живущий по своим законам. Кажется, как это просто – придумать идею, ход, фактуру спектакля. И как это сложно – воплотить все в постановке, когда художник является и соавтором режиссера, и добрым гением актеров: попробуйте выстроить характер в бездарном оформлении и неудобном костюме!
Владимир Пономарев - главный художник Государственного русского академического театра для детей и юношества им. Н. Сац – обладает удивительным талантом воплощать самые «безумные» идеи режиссеров, предлагать собственное видение спектакля и создавать настоящие шедевры пространственного и цветового решения. А еще Владимир Пономарев - светлый и позитивный человек, общение с которым уже создает хорошее настроение. Жизнь главного художника ТЮЗа вполне реально представить, как театральную пьесу, в которой он и автор, и режиссер, и актер. И любимый коллега – единомышленник, без которого в театре становится пусто…
Картина первая. «Пути в театр неисповедимы»
(Владимир Пономарев и журналист).
Пономарев: Я не мечтал о театре. Да, бабушка меня водила на утренники и в ТЮЗ (который был еще на Калинина), и в театр им. Лермонтова. Но мне не нравилось – все такое ненастоящее…Вот кино это да! Его я мог смотреть бесконечно. А в театре мне было скучно. И вот однажды на уроке открывается дверь, входит наш завуч с кучей билетов в руках. Берет линейку и – р-р-раз! (отрывает по линейке полоску бумаги) - отрывает билеты и шлепает на парту по две штуки. И я сказал: «а я не хочу идти в театр». Завуч - Раиса Сергеевна Потокина – ответила: «А «неуд» хочешь»? Нет? Значит, пойдешь!» Кстати, Раиса Сергеевна сама играла в народном театре, была настоящей фанаткой… В общем, мы пошли в театр на спектакль «Мятеж» Д. Фурманова. Сидел я на втором или третьем ряду, впереди - администрация театра, какие-то почетные гости, помню, что была премьера. Мне, как всегда неинтересно… Но вот спектакль закончился, все хлопают, актеры выходят на поклон, и актер, который играл Фурманова, раскланивается и вдруг показывает на меня (делает приглашающий жест). Я показываю пальцем на себя – «я»? А он жестом: «Да, ты!». Я встаю, на меня начинают оборачиваться впереди сидящие, а я поворачиваюсь лицом к залу и начинаю скандировать (поднимает руки над головой, начинает хлопать). Это был мой первый капустник, и я - таки получил свой «неуд» (смеется)!
Журналист (задумчиво): Может, это была сама судьба?
Пономарев: Может быть. Тем более, что и на театральное отделение в институт я попал случайно. Я учился в детской художественной школе № 1, у меня были прекрасные преподаватели: Владимир Иванович Репунов, Светлана Анатольевна Насырова, Ткаченко Александр Романович, Андрей Дмитриевич Таран…Вот он мне сказал: чего тебе идти в училище? Иди сразу в институт! Я прихожу поступать на художественное отделение Государственного театрально - художественного института, а набора уже нет. Пришлось идти на отделение ТТОС – «театрально-техническое обеспечение сцены». Я принес работы – графика, живопись, композиция. Мне сказали: все это хорошо, но какое это имеет отношение к театру? Дали задание сделать «сказочные» эскизы. Я взял корейскую сказку и получил допуск на экзамен. В итоге оказалось, что я поступил на специальность «художник-скульптор театра кукол и кино». Куратором у нас была Гюзель Габбасовна Мамединова, она работала в Уйгурском театре. С первого курса ездили на практику в Ленинград. Вначале мы постигали секреты профессии в Большом Ленинградском театре кукол у художников Ховролевых, второй раз – в Александринке. Одним из моих преподавателей был Вагиф Юсуфович Рахманов –наш знаменитый скульптор, вел у нас рисунок. Он требовал, чтобы мы приходили с полной папкой домашних заданий. Он говорил, что рука постоянно должна была быть в работе...
Картина вторая. « Руки в работе» (те же, и Ирина Арнаутова. Быстро входит в кабинет главного художника)
Арнаутова: Володя, срочно нужны афиши к «Золушке»! Что на них будет? И еще – Золушка уходит из сада, нужно придумать какую-то дверь. Или не дверь?
Пономарев: У меня тут разговор…
Арнаутова ( не обращая внимания на журналиста): Володя, ну срочно нужно, у меня после обеда репетиция! Позвонишь мне? (вопросительно-утвердительно)
Пономарев (с улыбкой): Хорошо…
(Арнаутова уходит).
Картина третья. « Творчество и план: две вещи совместные?» (В кабинете остаются художник и журналист)
Журналист: Режиссерам всегда все срочно…
Пономарев: Это нормальный процесс. Режиссер сочиняет, а художник должен уметь воплотить самые разные идеи.
Журналист: В детском театре это, наверное, сложно?
Пономарев: Я не думал об этом. Все нужно делать качественно и с любовью. С одной стороны, спектакль- это штучный товар, а с другой стороны - производство: цеха, планы, сроки. И все нужно успеть…А что касается сказок - нужно самому вернуться в детство и подумать, как ее сделать. Моя бабушка, проработавшая всю жизнь в запасниках библиотеки им. Пушкина, читала мне вслух много книг, когда я был маленьким. И это восприятие на слух сохранилось до сих пор! Мне так легче представлять и фантазировать (смеется)! Я редко читаю сам – на работе мне пьесы вслух читает начальник костюмерного цеха Ирина Владимировна Шишкова, а дома жена- актриса нашего театра Наталья Бардина. Свой первый спектакль - «Белоснежка и семь гномов» - я поставил в театре кукол Кустаная. А на дипломный спектакль нужны были эскизы костюмов 17 века. Я тогда подрабатывал в театре им. Лермонтова. Попросил у девушек-костюмеров наряд: чулки, туфли, парик – подозреваю, что все было из спектакля «Амадей». Я напудрил лицо, попросил друзей выставить макеты на защиту, и вышел в этом костюме. Хорошее настроение! Председатель комиссии только руками развел - все в пиджаках, в галстуках, а Пономарев, как всегда…(смеется)! Потом я работал в Государственном театре кукол у Куралай Ешмуратовой, выпустили спектакль «Волшебная свирель». Потом моя бывшая однокурсница Ирина Симонова предложила поставить «Муху-цокотуху». Это был первый мюзикл, музыку к которому написал Эдуард Богушевский (показывает на портрет, висящий в кабинете). Мы поставили и «Чайку», и «Кармен», где звучали романсы Эдика…Великолепный музыкант с потрясающей энергетикой….А с 1995 года я работаю в ТЮЗе им.Н.Сац.
Картина четвертая. «Срочная работа» (те же и звукооператор Маша. Вбегает в кабинет главного художника)
Маша: Володя, мне нужно трафарет на стенке сделать для детского садика. Что там можно нарисовать?
Пономарев: Ну…У меня тут разговор…
Маша (не обращая внимания на журналиста): Володя, ну придумай быстро, я же не знаю!
Пономарев: Попозже зайди…
Маша ( с улыбкой): Попозже…И ведь не обидишься на тебя! (Уходит)
Антракт. (Художник выходит покурить, а журналист осматривается в кабинете).
Здесь только одна вещь, не имеющая отношения к творчеству Пономарева. Это компьютер - он не умеет с ним работать. Зато много истинно «театральных» предметов. Некоторые сделал сам художник, а некоторые - нашел в самых непредсказуемых местах. «Никогда не знаешь, что пригодится в спектакле, поэтому и подбираешь все, как…театральный бомж», – смеется Владимир. Эти два раритетных самовара найдены на свалке «Вторчермета», а домотканные дорожки, нужные для спектакля «Чайка», взяты из бабушкиного сундука…Глаз художника видит в жизни все необходимое для работы, а создание эскизов, макетов, декораций и костюмов – это вообще колоссальный труд! Глядя на изящные руки Владимира Пономарева, удивляешься, как он справляется в том числе и со сложной физической работой…
Действие второе, картина первая. « Талант в одном - талант во всем». (В кабинете художник и журналист)
Журналист: И все же - как рождается идея спектакля, его сценическое решение?
Пономарев: Это сложно объяснить. Я живу очень далеко, на другом конце города, и дорога до театра занимает пару часов. За это время, пока я еду и смотрю в окно, в голову приходят самые разные идеи. Часто наталкивают на мысли совершенно обычные предметы. Как-то я ехал по Красногвардейскому тракту и увидел старую железную лестницу…Так родилась фактура спектакля «Король Лир» (показывает миниатюрную металлическую конструкцию). У Шекспира она одна, у Чехова другая, у Гоголя – третья…
Журналист: У Вас есть любимые спектакли?
Пономарев (задумчиво): Есть любимые. И есть…менее любимые. Это когда я не смог убедить режиссера или актера, да и самого себя, не смог донести мысль до конца. (Решительно) Я не буду называть, какие именно, спектакли живые, могут обидеться…
Журналист: Вы делаете и эскизы, и макеты, и костюмы…
Пономарев: Да, все сам. Даже на барахолку закупать ткань сам езжу. Эскиз готов, я знаю, каким будет костюм, а на барахолке смотрю подходящую факутуру, «кружавчики», блестки…Продавцы знают - если я пришел, значит в работе новый спектакль. Иногда даже спрашивают: «а это не вы там-то снимались?» Одно слово - популярность (хохочет)!
Журналист: А как же -Вы и в спектаклях играете, и в рекламных роликах снимаетесь…
Пономарев: Я люблю играть в капустниках для своих. А в «Двенадцатой ночи» первый раз сыграл настоящую роль, хоть и малюсенькую. Я хотел понять, что чувствует актер на сцене…Адреналин сплошной! Но понравилось страшно! Я стоял за кулисами и повторял текст - всего – то три фразы. А когда вышел на сцену - не вижу ни зрительного зала, ни лиц партнеров, только костюмы узнаю по цветовым пятнам…Мне пройти нужно пять метров, а я текста не помню! Увидел актеров - текст моментально всплыл. Сердце так колотилось, думал, выскочит! А в «Талисмане» на одной из репетиций у меня было хорошее настроение и я решил развеселить актеров. Все измотаны репетициями перед премьерой, все нервничают, и тут я выхожу в «кепке-аэродроме» и с букетом цветов. Ни режиссер, ни актеры такого не ожидали. Да, чуть не забыл! Я еще снимался в проекте «Ночь в опере» на «Хабаре» вместе с Димой Скиртой. У меня там была главная роль - Николай Васильевич Гоголь. Правда, без слов (смеется)!
Вместо эпилога.
Владимира Пономарева называют «душой» ТЮЗа. Без его участия не делается ни один творческий шаг в театре. С ним советуются, с ним спорят, его уважают и бесконечно любят. У него нет почетных титулов и званий. Впрочем, этим Пономарев как раз не озабочен. Он просто Художник с большой буквы, чьи талантливые руки и доброе сердце не знают усталости и покоя.
|