Государственный Академический Русский театр для детей и юношества им. Н. Сац

Отзывы

Карта сайта

 Пресса -

Отзывы

Карта сайта


Copyright © 2004-2009
Государственный Академический Русский Театр для детей и юношества им. Н. Сац



 

 

 

 

Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

 О театре

 Люди театра

 Спектакли

 Афиша

 Пресса

 Наша жизнь

 Спонсоры

 Госзакупки


Владимир Пономарев: «Весь мир - театр. А я в нем – художник»
(сценки из театральной жизни)

Светлана Велитченко,
газета «Газета.kz»,
№33 от 22 августа 2006г.

Прошедший недавно в Алматы форум центральноазиатских театральных коллективов выполнил главную задачу: взаимообогащение творческих коллективов, поиски новых решений и просто встреча людей искусства, переживающих за сегодняшнее положение театра вообще, его роль, репертуар и, конечно же, судьбу самих актёров.

Пролог



Писать в газете про театрального художника – все равно, что говорить о балете по радио. Работу художника необходимо видеть в спектаклях и восхищаться талантом и безграничной фантазией - той, которая преобразует стандартное пространство сцены в самостоятельный мир, живущий по своим законам. Кажется, как это просто – придумать идею, ход, фактуру спектакля. И как это сложно – воплотить все в постановке, когда художник является и соавтором режиссера, и добрым гением актеров: попробуйте выстроить характер в бездарном оформлении и неудобном костюме!
Владимир Пономарев - главный художник Государственного русского академического театра для детей и юношества им. Н. Сац – обладает удивительным талантом воплощать самые «безумные» идеи режиссеров, предлагать собственное видение спектакля и создавать настоящие шедевры пространственного и цветового решения. А еще Владимир Пономарев - светлый и позитивный человек, общение с которым уже создает хорошее настроение. Жизнь главного художника ТЮЗа вполне реально представить, как театральную пьесу, в которой он и автор, и режиссер, и актер. И любимый коллега – единомышленник, без которого в театре становится пусто…

Картина первая. «Пути в театр неисповедимы»
(Владимир Пономарев и журналист).



Пономарев: Я не мечтал о театре. Да, бабушка меня водила на утренники и в ТЮЗ (который был еще на Калинина), и в театр им. Лермонтова. Но мне не нравилось – все такое ненастоящее…Вот кино это да! Его я мог смотреть бесконечно. А в театре мне было скучно. И вот однажды на уроке открывается дверь, входит наш завуч с кучей билетов в руках. Берет линейку и – р-р-раз! (отрывает по линейке полоску бумаги) - отрывает билеты и шлепает на парту по две штуки. И я сказал: «а я не хочу идти в театр». Завуч - Раиса Сергеевна Потокина – ответила: «А «неуд» хочешь»? Нет? Значит, пойдешь!» Кстати, Раиса Сергеевна сама играла в народном театре, была настоящей фанаткой… В общем, мы пошли в театр на спектакль «Мятеж» Д. Фурманова. Сидел я на втором или третьем ряду, впереди - администрация театра, какие-то почетные гости, помню, что была премьера. Мне, как всегда неинтересно… Но вот спектакль закончился, все хлопают, актеры выходят на поклон, и актер, который играл Фурманова, раскланивается и вдруг показывает на меня (делает приглашающий жест). Я показываю пальцем на себя – «я»? А он жестом: «Да, ты!». Я встаю, на меня начинают оборачиваться впереди сидящие, а я поворачиваюсь лицом к залу и начинаю скандировать (поднимает руки над головой, начинает хлопать). Это был мой первый капустник, и я - таки получил свой «неуд» (смеется)!
Журналист (задумчиво): Может, это была сама судьба?
Пономарев: Может быть. Тем более, что и на театральное отделение в институт я попал случайно. Я учился в детской художественной школе № 1, у меня были прекрасные преподаватели: Владимир Иванович Репунов, Светлана Анатольевна Насырова, Ткаченко Александр Романович, Андрей Дмитриевич Таран…Вот он мне сказал: чего тебе идти в училище? Иди сразу в институт! Я прихожу поступать на художественное отделение Государственного театрально - художественного института, а набора уже нет. Пришлось идти на отделение ТТОС – «театрально-техническое обеспечение сцены». Я принес работы – графика, живопись, композиция. Мне сказали: все это хорошо, но какое это имеет отношение к театру? Дали задание сделать «сказочные» эскизы. Я взял корейскую сказку и получил допуск на экзамен. В итоге оказалось, что я поступил на специальность «художник-скульптор театра кукол и кино». Куратором у нас была Гюзель Габбасовна Мамединова, она работала в Уйгурском театре. С первого курса ездили на практику в Ленинград. Вначале мы постигали секреты профессии в Большом Ленинградском театре кукол у художников Ховролевых, второй раз – в Александринке. Одним из моих преподавателей был Вагиф Юсуфович Рахманов –наш знаменитый скульптор, вел у нас рисунок. Он требовал, чтобы мы приходили с полной папкой домашних заданий. Он говорил, что рука постоянно должна была быть в работе...

Картина вторая. « Руки в работе» (те же, и Ирина Арнаутова. Быстро входит в кабинет главного художника)



Арнаутова: Володя, срочно нужны афиши к «Золушке»! Что на них будет? И еще – Золушка уходит из сада, нужно придумать какую-то дверь. Или не дверь?
Пономарев: У меня тут разговор…
Арнаутова ( не обращая внимания на журналиста): Володя, ну срочно нужно, у меня после обеда репетиция! Позвонишь мне? (вопросительно-утвердительно)
Пономарев (с улыбкой): Хорошо…
(Арнаутова уходит).

Картина третья. « Творчество и план: две вещи совместные?» (В кабинете остаются художник и журналист)



Журналист: Режиссерам всегда все срочно…
Пономарев: Это нормальный процесс. Режиссер сочиняет, а художник должен уметь воплотить самые разные идеи.
Журналист: В детском театре это, наверное, сложно?
Пономарев: Я не думал об этом. Все нужно делать качественно и с любовью. С одной стороны, спектакль- это штучный товар, а с другой стороны - производство: цеха, планы, сроки. И все нужно успеть…А что касается сказок - нужно самому вернуться в детство и подумать, как ее сделать. Моя бабушка, проработавшая всю жизнь в запасниках библиотеки им. Пушкина, читала мне вслух много книг, когда я был маленьким. И это восприятие на слух сохранилось до сих пор! Мне так легче представлять и фантазировать (смеется)! Я редко читаю сам – на работе мне пьесы вслух читает начальник костюмерного цеха Ирина Владимировна Шишкова, а дома жена- актриса нашего театра Наталья Бардина. Свой первый спектакль - «Белоснежка и семь гномов» - я поставил в театре кукол Кустаная. А на дипломный спектакль нужны были эскизы костюмов 17 века. Я тогда подрабатывал в театре им. Лермонтова. Попросил у девушек-костюмеров наряд: чулки, туфли, парик – подозреваю, что все было из спектакля «Амадей». Я напудрил лицо, попросил друзей выставить макеты на защиту, и вышел в этом костюме. Хорошее настроение! Председатель комиссии только руками развел - все в пиджаках, в галстуках, а Пономарев, как всегда…(смеется)! Потом я работал в Государственном театре кукол у Куралай Ешмуратовой, выпустили спектакль «Волшебная свирель». Потом моя бывшая однокурсница Ирина Симонова предложила поставить «Муху-цокотуху». Это был первый мюзикл, музыку к которому написал Эдуард Богушевский (показывает на портрет, висящий в кабинете). Мы поставили и «Чайку», и «Кармен», где звучали романсы Эдика…Великолепный музыкант с потрясающей энергетикой….А с 1995 года я работаю в ТЮЗе им.Н.Сац.

Картина четвертая. «Срочная работа» (те же и звукооператор Маша. Вбегает в кабинет главного художника)



Маша: Володя, мне нужно трафарет на стенке сделать для детского садика. Что там можно нарисовать?
Пономарев: Ну…У меня тут разговор…
Маша (не обращая внимания на журналиста): Володя, ну придумай быстро, я же не знаю!
Пономарев: Попозже зайди…
Маша ( с улыбкой): Попозже…И ведь не обидишься на тебя! (Уходит)

Антракт. (Художник выходит покурить, а журналист осматривается в кабинете).



Здесь только одна вещь, не имеющая отношения к творчеству Пономарева. Это компьютер - он не умеет с ним работать. Зато много истинно «театральных» предметов. Некоторые сделал сам художник, а некоторые - нашел в самых непредсказуемых местах. «Никогда не знаешь, что пригодится в спектакле, поэтому и подбираешь все, как…театральный бомж», – смеется Владимир. Эти два раритетных самовара найдены на свалке «Вторчермета», а домотканные дорожки, нужные для спектакля «Чайка», взяты из бабушкиного сундука…Глаз художника видит в жизни все необходимое для работы, а создание эскизов, макетов, декораций и костюмов – это вообще колоссальный труд! Глядя на изящные руки Владимира Пономарева, удивляешься, как он справляется в том числе и со сложной физической работой…

Действие второе, картина первая. « Талант в одном - талант во всем». (В кабинете художник и журналист)



Журналист: И все же - как рождается идея спектакля, его сценическое решение?
Пономарев: Это сложно объяснить. Я живу очень далеко, на другом конце города, и дорога до театра занимает пару часов. За это время, пока я еду и смотрю в окно, в голову приходят самые разные идеи. Часто наталкивают на мысли совершенно обычные предметы. Как-то я ехал по Красногвардейскому тракту и увидел старую железную лестницу…Так родилась фактура спектакля «Король Лир» (показывает миниатюрную металлическую конструкцию). У Шекспира она одна, у Чехова другая, у Гоголя – третья…
Журналист: У Вас есть любимые спектакли?
Пономарев (задумчиво): Есть любимые. И есть…менее любимые. Это когда я не смог убедить режиссера или актера, да и самого себя, не смог донести мысль до конца. (Решительно) Я не буду называть, какие именно, спектакли живые, могут обидеться…
Журналист: Вы делаете и эскизы, и макеты, и костюмы…
Пономарев: Да, все сам. Даже на барахолку закупать ткань сам езжу. Эскиз готов, я знаю, каким будет костюм, а на барахолке смотрю подходящую факутуру, «кружавчики», блестки…Продавцы знают - если я пришел, значит в работе новый спектакль. Иногда даже спрашивают: «а это не вы там-то снимались?» Одно слово - популярность (хохочет)!
Журналист: А как же -Вы и в спектаклях играете, и в рекламных роликах снимаетесь…
Пономарев: Я люблю играть в капустниках для своих. А в «Двенадцатой ночи» первый раз сыграл настоящую роль, хоть и малюсенькую. Я хотел понять, что чувствует актер на сцене…Адреналин сплошной! Но понравилось страшно! Я стоял за кулисами и повторял текст - всего – то три фразы. А когда вышел на сцену - не вижу ни зрительного зала, ни лиц партнеров, только костюмы узнаю по цветовым пятнам…Мне пройти нужно пять метров, а я текста не помню! Увидел актеров - текст моментально всплыл. Сердце так колотилось, думал, выскочит! А в «Талисмане» на одной из репетиций у меня было хорошее настроение и я решил развеселить актеров. Все измотаны репетициями перед премьерой, все нервничают, и тут я выхожу в «кепке-аэродроме» и с букетом цветов. Ни режиссер, ни актеры такого не ожидали. Да, чуть не забыл! Я еще снимался в проекте «Ночь в опере» на «Хабаре» вместе с Димой Скиртой. У меня там была главная роль - Николай Васильевич Гоголь. Правда, без слов (смеется)!

Вместо эпилога.


Владимира Пономарева называют «душой» ТЮЗа. Без его участия не делается ни один творческий шаг в театре. С ним советуются, с ним спорят, его уважают и бесконечно любят. У него нет почетных титулов и званий. Впрочем, этим Пономарев как раз не озабочен. Он просто Художник с большой буквы, чьи талантливые руки и доброе сердце не знают усталости и покоя.


 

При наличии таланта... (07.09.09)

Как стать Бабой-ягой? (30.06.09)

Женюсь! Какие могут быть сомненья?! (05.06.09)

Свадебный переполох (02.06.09)

Настало время «Женитьбы» (02.06.09)

Жить, а не играть (24.04.09)

«Любовь зла...!» - просто о сложных отношениях (21.04.09)

Любовь и предрассудки (21.04.09)

Эта несносная Мод (18.04.09)

Не надо спасать человечество, помогите конкретному человеку (17.04.09)

Аладдин, царевна Будур и все-все-все (07.04.09)

Рай в подсолнухах (апрель 2009г.)

Театр начинается с детства (02.04.09)

Восточные сказки в Русском ТЮЗе

Кто в детстве не мечтал о джинне (19.03.09)

Безумный водевиль (06.02.09)

Волшебный сарай (10.02.09)

Театральное безумство (31.01.09)

Храм, в котором совершаются безумства (30.01.09)

Закулисный анекдот (30.01.09)

Безумие с умом (28.01.2009)

Культурный хитпарад (26.12.08)

Нехама, делай ночь (28.11.08)

Сказка ложь, да в ней намек (08.11.08)

Домбра старая, цветок голубой (07.11.08)

Магические звуки домбры (ноябрь 2008г.)

И снова о любви (23.10.08)

Второе пришествие (октябрь 2008г.)

После третьего звонка (23.09.08)

Учимся любить... театр (сентябрь 2008г.)

Математика в костюмах (19.09.08)

Самая главная цифра (16.09.08)

Театральный калейдоскоп (07.08)

Ужасно интересно (03.06.08)

Час суда (29.05.08)

Студенческое кино (11.04.08)

Одинокий мятежник (26.04.08)

Не везет в смерти, не везет в любви... (25.04.08)

Театр одного охотника (21.04.08)

Стрелять так стрелять (18.04.08)

Сезон охоты открыт (18.04.08)

Утиные перья (11.04.08)

Ожидание выстрела (11.04.08)

Где вы, драматурги? (04.04.08)

Живой самоубийца (03.04.08)

Дмитрий Скирта, актер и режиссер: Между Зиловым и волком (01.04.08)

Утиная охота Дмитрия Скирты (21.03.08)

Доживем до понедельника (13.03.08)

Судья на покаянии (13.03.08)

Исповедь (13.03.08)

«Падение» и его взлет (21.03.08)

Актёр - дар от Бога

Без ума – сплошное горе… (март 2008)

Мир оказался прочней (08.02.08)

Первым делом – все-таки Камю! (08.02.08)

Мильон терзаний (08.02.08)

«…Сметь свое суждение иметь» (07.02.08)

«Дистанция огромного размера...» (07.02.08)

Козырный ТЮЗ (02.02.08)

У Чацкого заговорила совесть (февраль 2008)

Кто наследил в искусстве? (28.12.07)

Зачем «слинял» Чацкий? (30.11.07)

Качка (30.11.07)

Притяжение противоположностей (30.11.07)

Зависть, граничащая с гением (30.11.07)

Танец для двоих (27.11.07)

Диктатура таланта, или Фарс против фальши (15.11.07)

Город, который исполнил мечты (13.11.07)

Ближе, еще ближе... (11.10.07)

Девичник со стриптизом (12.10.07)

Стон над сценой (12.10.07)

Женскую истерику заказывали? (октябрь 2007г.)

Кошачья серенада (28.09.07)

ТЮЗ - только для взрослых (22.09.07)

Как понять женщин... (22.09.07)

ТЮЗ возрождает традиции (21.09.07)

Я давно перерос Ромео (август 2007)

Замаранные жизнью (01.06.07)

Тюремный бал (29.05.07)

Солнце за решеткой (25.05.07)

Не всякая сказка становится былью (24.05.07)

Мечтают о своем принце (24.05.07)

Разумное, доброе, вечное (31.03.07)

Театр глазами администрации (29.03.07)

Закатные песни (16.03.07)

Триумф «Заката» (8.03.07)

Восход с «Закатом» (06.03.07)

Одесский «Закат» в Алматы (03.03.07)

Что будет на «Закате»? (16.02.07)

Солтон Усманов: «Мои спектакли стреляют!» (февраль 2007)

ТЮЗ им. Сац запоёт по-Одесски (февраль 2007)

Эскиз к портрету художника (16.01.07)

Сказка только начинается... (30.12.06)

Хвалите артистов почаще... (28.12.06)

Елочный хоровод (26.12.06)

Все мы немножко Золушки (05.10.06)

Тыква от Золушки (14.09.06)

Просто Золушка в сказочном театре (05.09.06)

Долой авантюры! (01.09.06)

Новая сцена, прощай, да здравствует Малая сцена (26.08.06)

Владимир Пономарев: «Весь мир - театр. А я в нем – художник»
(сценки из театральной жизни)
(22.08.06)

Если рядом с тобой друг (11.07.06)

Спасибо, друг! Спасибо, наш театр... (06.07.06)

Карнавал судьбы (13.06.06)

Дождаться третьего звонка

Золотой Дюков (29.04.06)

Играл мальчишка в талисман (29.04.06)

Владимир Крылов: денег меньше, а счастья - больше (06.04.06)

Здесь сказка начинается с порога (24.03.06)

Романтизм нужен как никогда (17.03.06)

Театр нашего детства (13.01.06)

Путешествие в сказку (22.11.05)

Театр нашего детства (17.11.05)

Волшебные кольца Альманзора (11.11.05)

Это театр особый (05.11.05)

Ожившая сказка (29.10.05)

Незабываемые каникулы с компанией «K'Cell» (28.10.05)

Добро пожаловать в сказку (27.10.05)

Кольца заветных желаний (22.10.05)

«Фронтовая музыка метели» (07.05.05)

ТЮЗ играет Шекспира (май 2005г.)

Премьера в ТЮЗе (21.04.05)

Веселись, пой душа! (19.04.05)

Иллирия - страна любви (14.04.05)

Татьяна Тарская: «Актер - как мостик между душами» (20.01.05)

«Вселенная наших чувств» глазами детей (07.12.04)

Муха-Цокотуха глазами ребенка (07.12.04)

Золотые туфельки Мухи-Цокотухи (07.12.04)

Любви все возрасты покорны (25.10.04)

У ТЮЗа - юбилейный сезон (14.10.04)