Тыква от Золушки
Ксения Евдокименко
Журнал «Тайм Аут»
14-27 сентября 2006г.
Ирина Арнаутова, признанная звезда русского ТЮЗа, немного утомилась от бесчисленных ролей и решила попробовать себя в качестве режиссера. Правда, экспериментировать пока предпочитает с детьми. Ее хулиганской «Золушкой» 15 сентября ТЮЗ открывает сезон. С молодым режиссером о переменах в театре, принце и ее спектакле беседовала Ксения Евдокименко.
Почему «Золушка»?
Если быть точной, то наш спектакль называется «Золушка, или Добрые тоже плачут». Жанр - сказка де люкс с антрактом.
Почему такое длинное название? Прямо в стиле Преображенского...
У нас Золушка не сразу выйдет замуж за принца. К тому же захотелось поиграть с названиями сериалов «Просто Мария» и «Богатые тоже плачут». Но все закончится, как у Шарля Перро: главные герои будут счастливы, а злодеи наказаны, их будет колбасить по полной программе.
Что же осталось от Шарля Перро? Только героиня, карета и принц. То есть только основная сюжетная линия. Вся сказка задумана как оживающая иллюстрация к книжке, которую читают такие огромные и не видимые зрителями девочки. Я добавила несколько интересных комедийных персонажей и слегка изменила имеющихся. Например, вместо Феи у нас Фей мужского рода, а мачеха очень сексапильная - сказка же в своей основе французская, так что без этого не обойтись. Естественно, рядом с такой мачехой совершенно забитый лесничий... В общем, все по Фрейду. Но спектакль рассчитан на зрителей от 3 до 14 лет, то есть стопроцентно детская сказка.
Кого бы вы хотели сами сыграть в «Золушке?» Да никого, пожалуй. Я в этом театре работаю уже 15 лет и как актриса, и как хореограф. У меня за спиной 41 роль. Кого только я не играла! К тому же в ТЮЗе я переиграла все главные роли, и наступило, видимо, какое-то пресыщение. По крайней мере, у меня такое ощущение, что я уже наигралась.
Неужели такое бывает с актрисами? Как видите. А может быть, это еще и возрастное. Мне 35 лет, и хочется попробовать себя в театре в новом качестве.
Почему детская сказка? Разве не интереснее ставить спектакли про взрослую любовь и страдания? Наверное, я еще не доросла до взрослых постановок. Я начала с новогодней сказки, потом поставила капустник, завершающий сезон. Так что это всего лишь третья моя работа. Еще 5-7 сказок у меня уже готовы, держу в голове. Но я думаю, что со временем, как только почувствую себя готовой, попробую силы и па малой сцене, уже во взрослом спектакле.
Возраст от 3 до 14... Вас не смущает, что эта публика в основном приходит в восторг от «Никелодеона», и Шарль Перро может показаться неактуальным на фоне унитазных монстров? В любом случае мы попытаемся их удивить. К тому же в «Никелодеоне» нет ничего плохого. Я сама смотрю мультики этого канала и умираю от Спанч Боба и Патрика. Это гениальнейшие, сумасшедшие персонажи. И если дети смотрят этот канал, значит, у них все в порядке с фантазией. А театр вообще не должен составлять какую-то конкуренцию кино или компьютерным играм. Это разные жанры.
И все-таки у вас есть ощущение, что сейчас театр должен в десять раз быть более насыщенным разными фишками, чтобы заинтересовать зрителя? Абсолютно точно! На мой взгляд, построение спектакля по системе Станиславского плюс романс в наше время безнадежно устарело.
А у вас в реальной жизни были принцы, которые очень долго ускользали? Мне хватает одного. Кстати, недавно мы отметили девять лет совместной жизни.
Думаю, уже не секрет, что этот принц - Евгений Жуманов. Тоже творческий и сложный человек. Как вы умудряетесь мирно уживаться? Наверное, самое главное в наших отношениях - это терпение. Причем скорее со стороны принца, чем с моей.
Чем он вас околдовывает столько лет? Он обаятельный мужчина в самом расцвете сил... И очень внимательный. На днях у меня в два часа закончилась репетиция, в половине третьего - интервью. Когда я зашла в свою гримерку, в которой сейчас, пока идут последние репетиции, практически живу, то увидела моего принца со свертками: круассаны, сельдь под шубой... Он создает мне все условия, чтобы я с чувством, с любовью работала над этим спектаклем.
Я знаю, он надеется, что когда вы будете ставить взрослые спектакли, то возьмете его на главную роль! У нас в плане есть совместная работа на малой сцене. Но мой принц очень мудрый человек и сразу предупредил, что готов работать со мной на одной сцене только как с партнером, но не как с режиссером.
Это принципиально? Думаю, да. У нас в театре были примеры, когда супруги примеряют дуэт «актер - режиссер», и у них сразу начинаются проблемы. Неизбежные конфликты в творчестве обязательно переносятся на личные отношения. Мы же предпочитаем наши отношения беречь.
Вы не созрели для того, чтобы официально обозначить союз? Нет. Мне хорошо быть холостой и бездетной. И Евгений такой же. Кроме того, я по натуре безумно ответственный человек. Мне сестра сплавила морскую свинку, и я вынуждена была о ней заботиться. И окончательно поняла: если еще заводить детей и мужа, то я со своей ответственностью просто сгорю. Возможно, кто-то может совмещать работу и семью, но не я.
Вы не скучаете по блестящим ролям, которые играли на Новой сцене, по работе с Преображенским? Период Преображенского закончился, чему могли мы у него научились. Наступает другая эпоха в жизни. И философские раздумья и тонкости сейчас не так котируются. Театр все равно должен немного идти на поводу у зрителя. Тем более на большой сцене. Сейчас в здании театра делается малая сцена. Там, надеемся, тоже будут ставить серьезные спектакли. Люди старшего и среднего возраста готовы к ним, а за молодых мы возьмемся.
|