Козырный ТЮЗ
Ольга Храбрых
Газета «Экспресс-К»
№ 19 от 2 февраля 2008г.
Екатерина II, представшая зрителям во всем своем великолепии, безликие манекены и смеющийся человек, олицетворяющий муки совести, - все эти персонажи органично влились в комедию «Горе от ума». Совершенно новое прочтение получило бессмертное произведение Александра Грибоедова в постановке режиссера Ольги Бобрик. Премьера спектакля прошла в ТЮЗе имени Натальи Сац.
«А судьи кто?» «Ба! Знакомые все лица!» «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Порой мы забываем, что эти фразы, ставшие афоризмами, принадлежат перу великого русского классика. На протяжении столетия театралы стремились поставить эту комедию на сцене. И каждый, чтобы удивить искушенного зрителя, старался внести свою лепту. Недавно премьера спектакля «Горе от ума - горе уму» прошла в Театре на Таганке. И говорят, его художественный руководитель Юрий Любимов изменил не только название, но и полностью поменял трактовку всех образов. По этой самой проторенной дорожке решила пойти и Ольга Бобрик.
Спектакль начинается с того, что Чацкий наблюдает за появлением Екатерины II и ее свиты. Кстати, этим же комедия и заканчивается. Под занавес действа перед нами предстает огромный портрет великой русской императрицы. А под ним - все тот же не понятый обществом Чацкий. Хорошее музыкальное сопровождение, яркие костюмы - все эти атрибуты, безусловно, присутствуют в спектакле. В постановке режиссера Ольги Бобрик появятся все те же знакомые лица - Фамусов, Софья, Молчалин, Лизанька, Скалозуб. Безусловно, у режиссера есть свои находки, которые могут показаться зрителю весьма странными. Оригинально смотрится сцена на балу. Помните, тот момент, когда Чацкий произносит свою пафосную речь, а за его спиной сразу же начинают шептаться, намекая на то, что наш герой - сумасшедший.
Вместо актеров, которые должны были сыграть представителей высшего общества, приглашенных Фамусовым, в спектакле задействованы манекены. Правда, когда Чацкий берет под руку безликую лысую куклу и начинает прохаживаться с ней по сцене, почему-то возникает ощущение, что смотришь классический китайский фильм ужасов под названием «Манекены оживают в полночь». Впрочем, на это у режиссера есть свое объяснение. Марионетки всего-навсего олицетворяют собой бездушное общество, загнанное в рамки своих стереотипов.
- Это очень сложный материал, который должен стать частью актера. Для такой постановки у нас было всего семь недель. Безусловно, за этот период мы достигли многого, - говорит Ольга Бобрик.
- Почему вы обратились именно к произведению Грибоедова?
- По своей природе считаю, что это не я выбираю произведение, а произведение выбирает меня. Я перечитывала много книг, но что-то новое открыла именно в этой. Перед нами стоял вопрос: поставить ли какое-то произведение школьной программы, поскольку мы все-таки представители ТЮЗа и должны обучать чему-то наших школьников. Я вычеркнула очень многих героев, потому что прекрасно понимала, что спектакль может затянуться. Конечно, очень жалею, что пришлось вычеркнуть Репетилова. Это очень яркий персонаж.
- Что символизируют безликие манекены?
- То, что представители фамусовского общества - люди все одинаковые, подвластны одному мнению, они бездушны и ими легко руководить. Чацкий - единственный, кто попытался вылезти из этого стада.
- А Екатерина II?
- Мне кажется, что Грибоедов старался сравнить два века - век Екатерины, когда наступила эпоха просвещения, Россия шла вперед, ничего не боясь, и век Александра, когда уничтожалось все новое. Александр шел за всем иностранным и тут же от него отказывался. В годы его правления Россия не имела ничего. Грибоедов старался подчеркнуть именно величие той женщины, которая царствовала в те времена.
- Как вы думаете, это произведение не потеряло своей актуальности?
- Нет. Каждый из нас хочет выделиться, но надо знать рамки предела, отвечающего на вопросы: куда, зачем и как? Надо всегда иметь свое мнение. Я считаю, что Чацкий не имеет своей точки зрения. Если в первых монологах он говорит о недостатках старого времени, то на балу Чацкий тут же задается вопросом: как же можно жить по-новому?
- Для чего в комедии введен образ совести Чацкого?
- Для того, чтобы напомнить этому человеку, что не надо лицемерить. Для чего он вообще строит из себя светского человека?
- Чацкий - лицемер? Интересное мнение. Помнится, в школе нам внушали противоположную мысль.
- При подготовке спектакля я отказалась принимать во внимание такие критические статьи, как у Гончарова, считавшего, что Чацкий - революционер. Я не навязываю свое мнение, это только моя точка зрения. Когда я читала это произведение, не увидела в Чацком революционера. Ну приехал какой-то вздорный молодой человек, что-то наговорил тут всем, еще и обиделся, что его не так приняли. И устроил из-за этого разберуху? Но какой светский человек позволит себе остаться ночью в сенях девушки, для того чтобы подло узнать всю правду? Я считаю, что Чацкий - не благородный человек, и положительным персонажем его не считаю.
- Ваш Чацкий - герой нашего времени?
- Сейчас все больше становится таких людей, которые что-то хотят сказать, но что хотят - сами не знают. Просто надо определиться, для чего вы хотите совершить тот или иной поступок.
А вот что говорит о своем персонаже артист Евгений Дубовик:
- Чацкий - современный делец, который приехал поправить свое материальное положение. Он не любил Софью. Чацкий просто хотел хорошо устроиться в обществе. Единственное его отличие от других заключается в том, что он не боится говорить то, о чем думают другие.
Мнения литературных критиков сводились к одному: влюбленный в Софью Чацкий противопоставлялся фамусовскому обществу. Это был обличитель его пороков, боровшийся с язвами высшего света. Меняются времена - меняются мнения. Неизменно одно - произведение Грибоедова всегда будет волновать читателей.
|