Театральный калейдоскоп
Наталья КУРПЯКОВА,
Газета «Казахстанская правда»,
июль 2008г.
Вчера в столице завершился фестиваль «Рампы Астаны», в котором приняли участие ведущие театры республики. Инициатором и организатором театральных встреч стало Министерство культуры и информации РК при поддержке акимата и департамента культуры Астаны.
— Честно говоря, у нас были опасения: придет ли к нам зритель? Ведь в эти дни состоялось более ста мероприятий самого различного плана на лучших площадках города, — признается директор Государственного русского драматического театра имени М. Горького Еркин Касенов. — Все спектакли на сцене нашего театра прошли с аншлагом! Мы были рады видеть у себя почетных гостей — сенатора Куаныша Султанова, вице-министров культуры и информации Дархана Мынбая и Бейбита Исабаева, мажилисмена Алдана Смаила и других. Хотелось бы отметить и работу сотрудников АО «Казак ауендерi», также поддержавших наш фестиваль и взявших на себя ряд организационных вопросов.
Театральные коллективы Астаны и Алматы не ограничивали в выборе постановки для фестиваля. Поэтому зрители увидели недавние премьеры и спектакли-долгожители, классику казахской и русской драматургии и пьесы современных авторов.
И совершенно напрасно беспокоились устроители о посещаемости. На этом камерном, как называли его сами участники, фестивале стало очевидно, что театр дарит зрителю живое человеческое общение, которое не может заменить никакой другой вид искусства. К тому же был идеально соблюден баланс между спектаклями, условно говоря, «легкими» и «серьезными». Представленные постановки зрителя не только развлекали (хотя эта функция для театра также значима, как и остальные), но и заставляли задуматься над вопросами, о которых нам порой задумываться и не хотелось бы, слишком сложными и болезненными предстают они при близком рассмотрении.
Открывал программу спектакль Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова «Прощание со старым домом» по повести известного писателя Тынымбая Нурмаганбетова. Постановку осуществил художественный руководитель театра, народный артист РК Есмухан Обаев. В основе сюжета — переезд из старого дома в новый. Так уж повелось, что любой переезд сопряжен с суетой и конфликтами. Героям спектакля предстоит покинуть дом, который, может быть, и не принес им много радостей, но там была прожита жизнь. А скоро небоскребы и вовсе вытеснят ветхие, но трогательные домики, чье пространство наполнено воспоминаниями нескольких поколений. Изменится ли без них наша жизнь или мы просто не заметим их исчезновения?..
Если может быть аншлаг аншлагов, то он пришелся на долю коллектива Государственного академического русского драматического театра имени М. Лермонтова. Их сценическое воплощение пьесы Леонарда Герша «Эти свободные бабочки» (руководитель постановки — народный артист РК Рубен Андриасян, режиссер — заслуженный артист РК Виталий Гришко) все желающие, увы, не смогли увидеть. Романтическая история любви молодой, подающей надежды актрисы и талантливого начинающего композитора волнует казахстанских зрителей почти пятнадцать лет: премьера спектакля прошла аж в 1994 году. Смешные ситуации, хит Стива Уандера «Ты — все», неизменный для американских комедий хеппи-энд, а также талантливая игра актеров Виталия Багрянцева, Марианны Покровской, Валентины Полишкис и Андрея Бузикова и, наверное, что-то еще, совершенно не материальное, но все-таки ощутимое зрителями, обеспечили успех данной постановке.
«Сегодня будет спектакль про Париж», — говорили девушки, спешащие на встречу с Государственным казахским академическим театром для детей и юношества имени Г. Мусрепова. Они ошибались, хотя и название комедии «Приглашение в Мулен Руж», и декорации в виде Эйфелевой башни, и непременный канкан, исполненный красотками кабаре, как только погас свет в зале, вызвали ассоциации с известной картиной «Мулен Руж».
Перекличка с фильмом, конечно, есть, однако история Айши — совершенно самостоятельна, подчеркивает автор пьесы и режиссер, народный артист РК Талгат Теменов. Его героиня совершает свои ошибки, взрослеет, попадает в ситуацию трудного выбора между любовью и манящими огнями города больших возможностей и искушений, между скромной реальностью и сияющими миражами.
— Каждый, особенно в молодости, мечтает о чем-нибудь недоступном и кажущемся прекрасным, — говорит Талгат Теменов. — Олицетворением мечты для Айши стал легендарный «Мулен Руж» — это ее идеал, ее грезы, символ успеха и блистательного будущего. Но суть творчества настоящего артиста, а тем более жизни человека в целом, совершенно в другом. Об этом постоянно напоминает Айше такой персонаж, как Дух сцены.
А вот мудрым духом музыкальной трагикомедии «Закат» по пьесе Исаака Бабеля можно считать скромнейшего Арье-Лейба (удивительная, тонкая роль заслуженного артиста РК Тахира Восилова). На спектакле Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац нельзя не остановиться подробнее. Как представляется, это самая неожиданная и сильная фестивальная работа.
Судите сами: в Казахстане на сцене русского театра режиссер из Таджикистана — заслуженный артист РТ Султон Усманов — поставил пьесу из жизни еврейской семьи в дореволюционной Одессе! Добавим сюда музыку Александра Журбина, звучавшую в фильме «Биндюжник и Король», и получим настоящий мюзикл, который в наших театрах встретишь пока не часто.
Первое, тематическое, потрясение, сменяется сценическим. В спектакле занята большая часть труппы, и энергия ее молодой части укрепляется опытом зрелых мастеров. Непростые вокальные партии артисты рискуют (и почти всегда успешно) петь живьем, а в качестве примеров удачных актерских работ пришлось бы переписывать всю программку. Интересны и декорации: художник-постановщик Владимир Пономарев расписал кулисы шаржированными изображениями персонажей, а единственным предметом избрал телегу, которая превращается то в супружескую кровать, то в свадебный стол, то в ложе любви, а в итоге оказывается символом тяжелой, гнетущей жизни, волочить которую дальше у главных героев Менделя и Нехамы уже нет сил.
История, разыгранная артистами, известна со стародавних времен: сын оскорбил отца и поднял на него руку. Однако и отец семейства биндюжник Мендель Крик (великолепный Евгений Ефремов) пренебрег интересами семьи, решив оставить жену ради своей любовницы Маруси и продать свое дело чужим людям. Тема заката — разрушение личности, института семьи, общества — за много веков не утратила своей актуальности и по-прежнему волнует драматургов и зрителей во всем мире.
«Закатная» тема звучит по-своему и в произведении классика казахской драматургии Оралхана Бокея «Жеребенок мой». Спектакль по этой пьесе показал Казахский государственный музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева.
— Уже первая постановка в ауэзовском театре в начале 70-х годов сразу стала пользоваться необыкновенной популярностью у зрителей, — сказал в интервью «КП» режиссер спектакля Бекболат Курмангожаев. — В процессе работы мы расставили современные акценты, сохранив глубокую психологическую основу оригинала. Нас интересует не растущий достаток современного общества, а его недостатки, их первопричины и пути к исправлению, а порой и спасению человека.
Это драма о молодых способных ребятах, перед которыми в жизни открыты все пути. Однако они пренебрегают моральными ценностями, национальными традициями ради сиюминутного удовольствия. Почему они такие? Где упустило их старшее поколение?
— Мы хотим, — отмечает Б. Курмангожаев, — чтобы и взрослые, и молодые зрители задумались о своем общем будущем, остановились и осмотрелись, какой ущерб окружающему миру и человеческим отношениям наносит, например, наш рационализм.
«Жеребенок мой» — совсем молодой спектакль, сыгранный на фестивале всего лишь третий раз. Можно сказать, что «22 поцелуя, 4 обморока и одна мигрень» Государственного русского драматического театра имени М. Горького — его ровесник. Обе постановки — весенние премьеры 2008 года. Спектакль столичного русского театра поставлен по одноактным пьесам А. Чехова петербургским режиссером, заслуженным артистом России Владимиром Тыкке.
— Иду смотреть Чехова второй раз. Очень понравилась игра Евгения Карачарова и Владимира Иваненко — они будто дедушка и внучок, — говорит перед началом действия постоянная зрительница театра, невольно подмечая основную особенность спектакля.
По замыслу режиссера пьесы подобраны таким образом, чтобы представить на сцене три поколения артистов. Получился спектакль фестивального формата: одновременно и мастер-класс, и своеобразное театральное дефиле. Кстати, «внучок» Карачаров только что закончил Казахскую национальную академию музыки, а Владимира Иваненко по праву именуют ветераном сцены.
— Хорошо, что не было жюри, актеры чувствовали себя свободно и раскованно, — заметил Бекболат Курмангожаев. — Нас вдохновляла замечательная публика Астаны. Каждый день в театр шли люди, настроенные на одну волну с артистами на сцене.
Фестиваль «Рампы Астаны» имел и более праздничное, красивое название — театральный калейдоскоп.
— Наши ведущие театральные коллективы внесли достойный вклад в панораму праздничных мероприятий к 10-летию столицы, — сказал председатель Комитета культуры МКИ РК Арман Кырыкбаев. — Хотелось бы пожелать всем удачи и новых творческих встреч.
А зрителям «Рампы Астаны» запомнятся замечательными спектаклями, калейдоскопически разнообразными, где нашлось место и печальному, и смешному. Как и должно быть в театре.
|