Доживем до понедельника
Оксана Бондаренко,
Газета «Вечерний Алматы»,
№34 от 13 марта 2008г.
В Государственном академическом театре для детей и юношества имени Н. Сац прошла презентация клуба «Тюзовские понедельники».
В камерном зале театра собрались театральные критики, работники библиотек, журналисты, режиссеры театра, чтобы попытаться решить наболевшие проблемы, связанные с театральным искусством, вернее той его частью, которая адресована подрастающему поколению.
Люди на встречу пришли заинтересованные, многие знают жизнь за кулисами с детства, поэтому равнодушных не было – разговор шел очень эмоционально.
Директор театра Надежда ГОРОБЕЦ, предваряя дискуссию, обозначила главную задачу – как вернуть театру утраченные позиции в духовной жизни общества:
– Наши понедельники должны влиять в первую очередь на формирование репертуара. У нас сейчас очень разноплановая труппа, в составе которой артисты всех поколений. В спектаклях задействованы и самые молодые – выпускники Академии искусств имени Т. Жургенова и корифеи сцены. Мы стараемся разнообразить репертуар, ставим классику и пьесы современных авторов. Но дети хотят видеть спектакли о жизни своих ровесников, такой драматургии нам явно не хватает. Кроме того назрела необходимость в специальном издании по вопросам театрального искусства.
Аширбек СЫГАЙ, профессор, преподаватель Академии искусств имени Т. Жургенова:
– Чтобы помочь с репертуаром, надо пригласить драматургов из Союза писателей и представителей от Союза театральных деятелей. Есть фонд работников культуры при филиале Министерства культуры РК. Надо усилить связь со школами, ввести в клуб представителей родительского комитета.
Альмжан АКБАРОВ, главный редактор газеты «Дружные ребята»:
– Театр имени Сац я знаю с детства, как и многие алматинцы. Мой старший брат первый раз привел меня именно в ТЮЗ, когда мне было семь лет. И я впервые увидел, как в зале погас свет и началась сказка. Мы делаем одно дело – работаем для детей, для нашего будущего. Надо подумать, как помочь театру.
Сания КАБДИЕВА, театровед:
– Сегодня большинство детей эмоционально недоразвиты. Они прагматики, много времени проводят перед компьютерами и делают только то, что им выгодно. Это очень страшно. Театр необходим еще и потому, что он помогает эмоциональному развитию детей. Спектакли должны быть рассчитаны на разный возраст, начиная с малышей. Нужны новые пьесы, и актеры должны осваивать новую драматургию и новый театральный язык. В России есть очень сложное, противоречивое, явление – новая драма. Она многоплановая, и отношение к ней тоже неоднозначное – ее ругают за употребление ненормативной лексики, но там есть и очень серьезные правильные вещи, от которых нельзя отмахиваться. Можно для начала попробовать ставить отрывки. Посмотреть, пойдут ли на такие постановки дети.
Халила САГАТОВА, театровед:
– В клуб надо привлечь социологов для исследования мнений публики. Мне кажется, главная причина, почему юный зритель не идет в театр, кроется в примитивизме. Проблемы, которые ставят театры, устарели, остались от советского прошлого. Сейчас дети изучают несколько языков, ходят в спортивные клубы, заняты Интернетом. Я часто от них слышу: «Мне не понравился спектакль, мне это неинтересно. Там все неправда».
Новое поколение на нас не похоже. У них другие проблемы, значит, о них надо говорить со сцены. Надо больше общаться с молодыми зрителями разных возрастов. И репертуар составлять на основании того, что им интересно.
Может быть, следует здесь, в камерном зале, рассказывать подросткам некоторые интимные вещи, связанные с половым воспитанием. Все равно они этим интересуются и пусть лучше узнают об этом в театре, чем на улице.
Мне приходилось бывать почти во всех театрах Казахстана, и, что характерно, везде репертуарная концепция примерно одинакова. А в России каждый театр имеет свое собственное лицо, каждый интересен по-своему. Нужно, чтобы и наши театры не были похожи как близнецы.
Надежда ГОРОБЕЦ, директор театра:
– Мне кажется неправильным утверждать, что дети стали совсем другие. Приходя к нам, они забывают о компьютерах, с удовольствием переживая приключения Золушки, хотя знают эту сказку, наверное, наизусть. Думаю, не надо стараться потрясать их спектаклями «новой драмы». Вечные ценности – добро, дружбу, взаимопомощь прививают им наши колобки, коты в сапогах и другие персонажи.
Надежда РУМЯНЦЕВА, зав. педагогической частью театра. Педагог с сорокалетним стажем, последние четыре года ведет этику общения:
– Очень хочется, чтобы люди, приходя в театр, понимали, что это родина добрых чувств, территория благоговения. Добрые чувства у ребенка пробуждаются именно здесь, когда он видит, что происходит на сцене. Сочувствует поросенку или жалеет Золушку. Здесь, в театре, дети учатся себя вести. Многие из них не знают, что в зал нельзя заходить в шапке, неприлично жевать попкорн, а знак одобрения это не свист, как у Соловья-разбойника, не вопли, а просто аплодисменты. Детям надо многому научиться. Что мы и стараемся делать.
Надежда ФИЛАТОВА, заместитель директора Государственной республиканской библиотеки имени С. Бегалина:
– Не получилось бы, что работники театра становятся по одну сторону барьера, а все остальные – по другую. Мы здесь единомышленники, у нас одни общие задачи. Безусловно, нет пьес о проблемах современных детей. Мне кажется, надо подключить Союз писателей. Может быть, объявить конкурс на современную пьесу для детей. Обязательно надо привлечь в этот клуб департамент образования.
Хочется сказать в защиту нашего театра. Спектакли для малышей здесь просто великолепные: «Приключения Сыроежки», «Зайка-зазнайка» и другие. Но со спектаклями для более старшего возраста, дела обстоят хуже.
Я несколько раз была в Московском театре имени Сац. Там есть актив детей, они сами дежурят на каждом спектакле. И очень серьезно относятся к своим обязанностям. Идет интерактивное общение со зрителем. Во время антракта в фойе стоят столики, и маленькие зрители рисуют то, что им понравилось, что они увидели. Может быть, стоит обсудить и такую форму работы.
Институт повышения квалификации работников образования сейчас проводит занятия для директоров детских садов. Почему бы несколько часов не посвятить занятию с ними на тему театра.
На встрече прозвучало много интересных предложений. Попробовать в летние каникулы, как это делается часто за границей, поставить небольшой спектакль, где будут играть дети. В этом случае актеры получат контакт со своим зрителем.
Можно проводить с ребятишками экскурсии по театру, по закулисью, пригласить их на репетицию.
Интересно было бы выслушать и мнение педагогов, но, к сожалению, они не откликнулись на приглашение посетить заседание клуба
Многое, о чем говорилось, было справедливым и верным, но почему-то никому из присутствующих не пришло в голову составить на бумаге список конкретных проблем, обозначенных в ходе разговора. Заседания клуба будут проводиться один раз в конце месяца. И если на каждой из встреч оговаривать конкретные решения хотя бы одной задачи и целенаправленно их реализовывать, то из обозначенной проблемы «Театр – вчера, сегодня, завтра?» можно будет убрать вопросительный знак.
НАША СПРАВКА
Яркие представители новой драмы в России: братья Олег и Владимир Пресняковы – из Екатеринбурга, по образованию филологи. Самые модные российские драматурги. Пишут пьесы скандального характера, постановки которых идут по всему миру.
Вячеслав и Михаил Дурненковы (тоже братья) – драматурги из Тольятти, авторы 15 пьес, известных в России и за рубежом. Максим Курочкин – по образованию историк. Лауреат премии «Антибукер-1988» в номинации «Новые пути драматургии». Его пьесы сейчас в репертуаре многих российских театров.
|