Романтизм нужен как никогда
Наталия ШЕВЧЕНКО
Газета «Деловой Казахстан»
17 марта 2006г.
Его имя знает весь мир, его слава не знает границ, но в городе, где он родился, жил и который прославил, его не любят вспоминать. Он предсказывал судьбу Моцарту, переписывался с Екатериной II и Вольтером. Его современники - великий музыкант, великий философ. О нем же нельзя так сказать, вернее, этого будет недостаточно.
Эдвард Радзинский, изучив жизнь нашего героя, характеризует его так: «Это интеллектуал, светский лев,...полиглот, отлично владеющий не только пером, но и шпагой и пистолетом. Ко всему прочему он умеет нравиться и находить путь к сердцам женщин. Таким был Джакомо Казанова, шевалье де (Сенгалъ, философ, дипломат, сочинитель, любимец женщин, а также тайный агент. А еще он был адвокат, аббат, поэт, математик, путешественник, музыкант, масон...».
Неудивительно, что интерес к его личности не проходит вот уже два столетия, а в последнее время, кажется, лишь увеличился. Совсем недавно в кинотеатрах мира прошла премьера фильма «Казанова», впрочем, по мнению критиков, эта картина, увы, почти не имеет отношения к исторической действительности и не достойна имени, вынесенного в заголовок. Тем приятнее сообщить, что в одном из алматинских театров поставлен спектакль по мотивам пьес М. Цветаевой «Феникс», «Приключение», основанных на биографии Казановы. Премьера спектакля «Карнавал судьбы» Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац стала неожиданно интересным событием в театральной жизни нашего города.
Это спектакль о любви и разлуке, о памяти сердца, о бурной молодости, о смысле жизни и ее итогах. Как и в жизни, на сцене соседствует трагическое и комическое, и зрители, следуя режиссерскому замыслу, то смеются, то погружаются в раздумья. Хотя для размышлений будет время после спектакля, а пока зал захвачен атмосферой Венецианского карнавала, обилием музыки Россини, Грига, Паганини, танцами, блеском и роскошью костюмов, в мельчайших деталях воспроизводящих гравюры XVIII века. И в центре этого великолепия - Казанова, шевалье де Сенгаль, знаменитый венецианец.
После спектакля на наши вопросы ответила режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей спектакля Ольга Бобрик.
- Как мы знаем, «Карнавал судьбы» ваша первая режиссерская работа. Как родился замысел и почему вы остановили ваш выбор на Цветаевой? - Это, наверно, был крик души.
Потому что театр сейчас в таком застое, и уже не один год. Поначалу я не была уверена, что все получится именно так. Почему я выбрала Цветаеву? Возможно, потому, что она была неординарной личностью, далеко не всеми понимаемая и любимая, и мало кто берется ее ставить. Были попытки, но в основном московских театров. Мысль о постановке всплыла как-то сама по себе и долгое время не давала мне покоя. Можно сказать, что это давний замысел. Когда просто, не вдумываясь, читаешь Цветаеву, ее произведения могут показаться скучными и неинтересными на первый взгляд, пока не узнаешь биографию ее нелегкой жизни. Ведь все стихи о ее несчастной любви, о муже, о детях. И так все понятно и просто получается. Изучая цветаевские пьесы, я не сразу могла понять, что именно она хотела сказать, поначалу они долго не открывались. В итоге постепенно пьесы стали раскрываться, я пыталась донести до зрителя их основную суть, передать со сцены настроение и замысел. Мне пришлось много перелопатить одной, но, когда я поняла концепцию всего спектакля, втравила сюда мужа, он исполняет главную роль в этом спектакле. Потом привлекла художника и, знаете, в процессе работы над спектаклем все так увлеклись, настолько заразились этим, мы стали одной командой.
- В спектакле много музыки, танцев... - За Булатом Аюхановым я долго бегала, он не любит работать с драматическими актерами, все-таки человек балетный. Он сопротивлялся, но все же он пришел, посмотрел, услышал музыку и... поставил все танцы за шесть дней!
- Карнавал вы переносите в зрительный зал, довольно необычное и яркое решение. - Так задумано специально. В театре есть понятие - четвертая стена, стена между зрителями и артистами. И зачастую актерам хочется ее сломать, убрать. Мне кажется, ее стоит рушить, и мы хотели вовлечь зрителя, чтобы он получил больше карнавала, счастья.
- Мы были удивлены роскошью костюмов. Это подарок спонсоров? - Нет, спасибо нашему художнику В. Пономареву. Мы доставали исторические книги, гравюры и по ним списывали костюмы.
- Как вы считаете, почему сегодня такой интерес к личности Казановы? - Когда я начинала делать инсценировку пьес М. Цветаевой, никто не говорил о Казанове. И вдруг - как специально! Я тоже начала задумываться, почему же такой интерес вдруг. Начала задаваться этим вопросом. Мне показалось, что люди устали от сексуальной революции, от развращения, людям надоела эта чернота. Казанову сравнивают с Дон Жуаном, ловеласом. Но, на самом деле, если прочитать его мемуары, познакомиться с его биографией, ведь это был настолько романтичный человек. Почему он женщин бросал? Он боялся ответственности. Его щедрости не было предела, он женщинам дарил замки. Готов был отдать им все, но он боялся этой ответственности, убегал из-под венца, потому что не знал, что же дальше.
- Возможно, у него все же не было глубоких чувств? - А вот были. Поэтому я буду биться за Казанову (смеется). Он о каждой женщине помнил и мог рассказать о ней все - цвет глаз,волос. Он помнил каждую свою любовь, я думаю, что если мужчина увлекается женщиной поверхностно, он не будет ее настолько досконально помнить. А он помнил и хранил все, ведь у него, как мы показали в спектакле, в старости остались одни лишь воспоминания, но это самое дорогое, что у него есть.
- А что вы могли бы сказать о своей героине Анри-Генриетте? - О, это его роковая любовь, скажем так. Это реальная история, до сих пор существует гостиница, где они встречались и где она кольцом на окне нацарапала «Забудешь и Генриетту». Неизвестно, как бы закончилась эта любовь, если бы Генриетта не была замужем. Казанову всегда привлекала авантюра, и эта женщина тоже была авантюристка. Это их объединило. Она убежала от мужа к Казанове, через три дня муж отыскал ее и увез, а Казанова провел в поисках всю свою жизнь.
- Дамских угодников было достаточно всегда. Как Вы считаете, почему
история сохранила имя Казановы? - Сегодняшним людям это будет непонятно, но, как мне кажется, причина вот в чем: в XVII-XVIII веках и ранее женщина была вещью, она не была на одном уровне с мужчиной. Женщину, даже жену, могли продать, отдать, подарить. Ее мнение никто не спрашивал. А Казанова был одним из первых, кто к женщине стал относиться как к человеку. И женщины падали к его ногам, потому что он стал обращаться с женщиной как с личностью. И этим он был им интересен.
- В последнее время много говорят о том, что театральная публика изменилась. Что вы об этом думаете? - Сейчас трудно привлечь в театр молодежь. И в этом виноваты не сами дети и подростки, а виноват тот период распада Союза, когда многие учреждения культуры оказались в таком хаосе. И то поколение молодых людей лишилось возможности приобщиться к театру, к искусству. А сейчас им как раз столько лет, что они должны вести своих детей в театр, но им нечего передать детям, так как они сами этого недополучили. Но все равно театр оживает, молодежь приходит.
- Мы отметили, что зал был полон, а после спектакля стали свидетелями оживленного спора о вашем спектакле. Трагедия или комедия? - Я не стала в этом спектакле ставить точку. На самом деле написана трагедия, мне не хотелось делать трагедию, хотелось подбодрить зрителя. Ну и что, что человек стар, ну и что, что жизнь прошла, ну осталось тебе час жить - зато сколько прекрасного ты вспомнил за этот час!
Да, несмотря на трагизм разворачивающегося на сцене действия, все-таки уносишь со спектакля ощущение праздника. Несколько лет назад Константин Райкин произнес такие слова: «В наше... время романтизм нужен как никогда. За окном мелкая, некрасивая, какая-то зачуханая жизнь. И человеку просто необходимо приподниматься над серыми, злобными буднями». А всего-то и нужно - увидеть хороший спектакль.
|