Закатные песни
Регина Вус,
журнал «Афиша»,
№4(112) от 16 марта 2007г.
Премьера мюзикла «Закат» на сцене русского ТЮЗа началась весьма странно: зрителям открылся вид на погост. Кладбищенский сторож Арье-Лейб поздоровался с залом и пригласил зайти во двор, ведь там «есть с чего посмеяться». Но «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно...»
Спектакль поставил таджикский режиссер Султон Усманов по мотивам «Одесских рассказов» и повести «Закат» Исаака Бабеля. В постановке отражен и «закат» жизнелюбивого, но эгоистичного биндюжника, отца семейства Менделя Крика (Евгений Ефремов), и «закат» общины русских евреев в целом. Как символ этого «заката» - прожженная дыра в Звезде Давида на декорации.
Мендель влюбляется в девицу Маруську (Мария Коваленко), решает продать свое дело и уехать, оставив детей без наследства. Его старший сын Беня (Евгений Дубовик), прозванный Королем, зарабатывает налетами, младший - Левка, (Дмитрий Скирта) служит в кавалерии. Есть и дочка на выданье Двойра (Ольга Бобрик).
«Время идет, дай времени дорогу» один из лейтмотивов в мюзикле, но Мендель не желает сдавать позиции, протестует против старости и мнения людей. А телега жизни едет своим чередом, и не стоит становиться на ее пути (кстати, центральная декорация, вокруг которой и происходят все события, - деревянная телега). Через свою любовь к Маруське и предательство интересов семьи отец окончательно теряет авторитет, и дети свергают его.
В «Закате» немало библейских фраз и параллелей. Отношения Менделя и Бени сравниваются с отношениями Ноя и Хама. Беня видит и презирает «наготу отца», но « сам скатывается еще ниже, когда силой берет власть над ним. Внутреннюю напряженность Бени прекрасно передал Евгений Дубовик. А колыбельная, которую поет поверженный отец, способна выбить слезу. Его жена, Нехама (Валерия Крымская), старается соблюсти приличие - защитить вначале детей oт мужа, потом - мужа от детей.
Синагога и бордель, любовь и мещанство, поверженные ценности и разбитые мечты - всего этого в спектакле более чем достаточно. Хороши сценические находки: скрипачка в образе ангела с поломанным крылом, игра с декорациями, интерактив, свечи, которые зажигаются в начале и гасятся в конце действия.
Но это все-таки не только трагедия, но и комедия: экспрессией смешила и радовала Двойра, а узнаваемая песенка «Нервы» в исполнении ее жениха, мосье Боярского (Денис Сакович), сорвала первую большую волну оваций.
Постановка трудная не только по сюжету, но и технически: все парши актеры поют вживую под живую музыку. Спектакль по достоинству оценили зрители. После того как Арье-Лейб (Тахир Восилов) погасил последнюю свечу, долго не утихали аплодисменты.
|