Эта несносная Мод
Оксана Бондаренко,
газета «Вечерний Алматы»,
18 апреля 2009г.
На камерной сцене Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац состоялась премьера спектакля «Гарольд и Мод» в постановке заслуженного артиста РК Дмитрия Скирты.
Пьеса известная - обошла многие театры мира — и скандальная. В прошлом году была поставлена в одном из санкт-петербургских театров. «Прошло полвека с тех пор, как из одноименного романа-бестселлера Колина Хиггинса вылупилась эта несносная драма, где в финале 20-летний юнец предлагает руку и: сердце избраннице в день ее 80-летия», - писали СМИ. Если драма такая «несносная», то почему же оказалась сценической долгожительницей во многих театрах мира?..
Вот еще одна выдержка: «Художественных достоинств пьесы хватило бы ровно до того времени, как общество свыкнется с сексуальными извращениями — то есть лет на десять. Но актрисы постбальзаковского возраста мертвой хваткой вцепились в эту поделку и перетащили ее на горбу своей славы и таланта через рубеж веков». Я не видела постановок, о которых сказаны эти слова, но в работе Дмитрия Скирды ничего подобного нет, вернее, сюжет остался прежним, на подан и сыгран актерами совсем с другим акцентом.
Двадцатилетний Гарольд протестует против окружающего его ханжества, пытается: обратить на себя внимание матери, для которой он существует как некое понятие - СЫН, а не живой человек, нуждающийся в любви и понимании. Форму протеста молодой человек выбрал очень оригинальную - он создает приспособления, с помощью которых имитирует самоубийство. Но подобные шутки на его мать уже не действуют. В качестве развлечения Гарольд любит ходить на кладбище, где и знакомится с Мод. Искренняя, веселая, непосредственная, она любит весь мир вокруг себя, включая животных и растения, и доброжелательна ко всем. Эта женщина отличается от всех, кого знает Гарольд. Она открывает ему радость общения, взаимопонимания и: любви духовной. Вместе они переживают несколько сумасбродных приключений. Он полюбил ее за то, что она научила его любить жизнь.
Мод не боится смерти и наметила себе уход из жизни спокойно и осознанно - в день восьмидесятилетия. Спектакль называют то драмой, то комедией, хотя на самом деле это трагикомедия, потому что героиня в финале умирает. Но так умирает солнце в конце дня, уходя за горизонт, деревья, сбрасывая осенью листву, зима, уступая время весне. Мод, пройдя долгую жизнь, ужасы концлагеря, потерю близких, обрела мудрость, не доступную молодым. И единственное, что ей не дано, — убедить Гарольда в том, что умирать ей совсем не страшно. Он боится опять остаться в этом мире один. Он еще не понял, что Мод изменила его отношение к жизни. Он не будет больше таким беззащитным, как был до встречи с ней. Мод поселила в его душе свободу, научила оставаться в любой ситуации самим собой, режиссером своей жизни.
Спектакль сложный, было легко скатиться до пошлости, но этого не случилось. Заслуженная артистка РК Татьяна Тарская обаятельна, аристократична и духовно молода. Совершенно не важно, сколько ей лет — красота души не подчиняется возрасту. Гарольда играет Евгений Дубовик, я видела многие его работы в театре, и эта - лучшая. Наталья Бардина, сыгравшая мать Гарольда, довела свою роль почти до абсурда. Сначала это кажется перебором, но потом понимаешь - разве не абсурдна мать, сын которой не может достучаться до ее сердца ничем другим, как только розыгрышем попытки самоубийства... И то безуспешно.
В пьесе очень интересны вторые роли. Невесты, которых, приводит Гарольду мать, все чрезмерно гротескны, кроме третьей - в исполнении Елены Гудовой. Интересны садовник в исполнении Евгения Ефремова и все второстепенные мужские роли. Нельзя не отметить работу художника Владимира Пономарева, сумевшего в таком маленьком пространстве создавать атмосферу разных интерьеров,
где кресла легко превращается в надгробные памятники, что весьма символично.
Зрители приняли спектакль на ура. Это еще одна удача в списке последних постановок русского ТЮЗа.
|