Настало время Женитьбы
Юрий Каштелюк,
газета «Фокус»,
2 июня 2009г.
После распада Союза театральные режиссеры СНГ не часто баловали зрителя гоголевской «Женитьбой», предпочитая другую пьесу классика — «Ревизор», видимо, более актуальную на тот момент. Однако последние несколько лет ознаменовались яркими постановками произведения в Ленкоме, театре имени Маяковского, в антрепризах. Решил, видимо, не отставать и ТЮЗ имени Н. Сац в Алматы.
В отличие от большинства российских постановок, где во главе угла — едкая сатира (особенно этим отличился Ленком), в казахстанской — всего понемножку. Спектакль в меру веселый, в меру грустный, в меру трагический, если, конечно, у трагизма есть мера. Тюзовская «Женитьба» — постановка известной актрисы Галины Ефимовой, ныне являющейся главным режиссером театра. В спектакле заняты ведущие артисты. Подколесина играет Александр Зайцев, роль невесты — Агафьи Тихоновны — в разных составах исполняют Любовь Довбань и Галина Табала. Друг Подколесина Кочкарев — Евгений Дубовик. Сваха — заслуженная артистка РК Валерия Крымская, экзекутор Яичница — заслуженный деятель РК Григорий Ефимов.
Как известно, гоголевская история рассказывает о том, как к засидевшейся в невестах Агафье Тихоновне сватаются женихи. Особенно мечтает о женитьбе Подколесин. Благодаря интригам своего друга Кочкарева он остается единственным женихом, но бежит из-под венца, банально струсив в последний момент.
Постановка выдержана в классическом стиле, идет на Малой сцене, где от зрителя до актера — «один шаг», благодаря чему создается эффект присутствия. Впрочем, зритель погружается в атмосферу серой российской действительности той поры еще на подходе к залу — трудно сказать, было это задумано или получилось случайно. Вход на Малую сцену находится с торца театра. Направляясь в зрительный зал, человек
проходит мимо унылых стен с надписями подростков давно не ремонтировавшегося огромного здания театра. От этих стен даже в жару веет по-настоящему питерским холодком, продирающим насквозь. Затем зритель поднимается по слегка побитым ступенькам и попадает в полумрак Малой сцены. Чем не подобающая атмосфера? Сразу вспоминается знаменитое выражение Станиславского «Театр начинается с вешалки».
Сценическое решение спектакля просто, но вместе с тем органично. Главная декорация — диван. То это диван в доме Подколесина, то в особняке Агафьи Тихоновны. Этот же диван легко превращается в карету, в которой Подколесин едет к невесте, или в ширму некоего подобия кукольного театра. Когда Агафья Тихоновна рассуждает, за кого бы выйти замуж, женихи высовывают из-за этой ширмы головы, и кажется, что все они на одно лицо — серое мещанство Российской империи. В этой связи вспоминается еще одна недавняя московская постановка «Женитьбы» режиссера Романа Смирнова. Стремясь высказать эту мысль (об одинаковости мещанства), он вообще оставил на сцене только двух актеров, которые и разыграли спектакль, — все женские роли исполняет Марина Солопченко, мужские — Валерий Кухарешин, и постановку смотрят с большим интересом.
Алматинский спектакль тоже полон достоинств. Удачный грим и умело подобранные костюмы помогли мастерам сцены войти в образы. Актеры не изображают своих персонажей, а живут их жизнью. Галине Ефимовой удалось раскрыть главную идею пьесы — Подколесины, Яичницы и другие высмеянные Гоголем персонажи жили и будут жить во все времена, в любых странах.
Зрители будут, безусловно, благодарны режиссеру за хорошую постановку Гоголя в год двухсотлетия со дня рождения классика.
|